От станка в кожаное кресло
Вице-президент и управляющий директор кадровой компании ManpowerGroup по России и СНГ Феликс Кугел предупреждает: в ближайшие годы из-за нерешаемых проблем на рынке труда в стране может случиться производственный коллапс. Если сейчас компаниям просто тяжело найти инженеров, а кадровый голод они пока компенсируют за счет работников предпенсионного и пенсионного возрастов, то через несколько лет разразится катастрофа: предприятия свернут производство.
Чтобы обратить внимание на эту проблему, ManpowerGroup провела исследование этого сектора рынка труда (имеется в распоряжении РБК daily). Были опрошены крупнейшие холдинги в нескольких регионах России, ежегодно привлекающие около 100 инженеров. Выяснилось, что, хотя компании и предлагают инженерам «шоколадные» условия, найти специалиста крайне тяжело. «Зарплаты инженеров в России растут в геометрической прогрессии. На сегодняшний день уровень их доходов вполне сопоставим с западным», — отмечает Феликс Кугел. Корочки диплома инженера дают право на зарплату на 40—45% выше средней по региону, к этому добавляются расширенный соцпакет и богатые возможности для обучения и карьерного роста. Несмотря на все это, поиск специалиста занимает до года.
«Катастрофический дефицит инженеров испытывают регионы с наибольшим числом производственных предприятий (например, Калужская и Ленинградская области), — рассказывает глава российского офиса ManpowerGroup. — Крупные западные автогиганты, которые открыли представительства в Калужской области, вынуждены бороться за каждого специалиста». Идет настоящая «охота за головами», в рамках которой трудолюбивых инженеров расхватывают со второго-третьего курсов вузов, говорит он.
«В моей практике был случай, когда нужно было отыскать российского инженера — стажера для французской производственной компании, — делится опытом Феликс Кугел. — Мы нашли молодого кандидата, который окончил университет и только-только начинал свой карьерный путь». Ознакомившись с резюме, французы сразу же предложили молодому человеку зарплату в 3 тыс. евро, расширенный соцпакет и компенсацию переезда, не оставив молодому человеку повода для раздумий.
Утечка мозгов на Запад — это не про инженеров, уверен Феликс Кугел. Во-первых, российские технические специалисты редко владеют в совершенстве английским языком. Во-вторых, стоимость жизни в Европе очень высокая, а налоги достигают 50%.
Причина катастрофической ситуации на рынке труда с инженерами в другом: большинство из них не идут наниматься по специальности, предпочитая применить свой талант в других сферах, в том числе создавая собственный бизнес. «Только каждый третий выпускник после окончания университета начинает поиск работы по специальности. Ежегодно мы теряем свыше 130 тыс. новоиспеченных инженеров, — подсчитал Феликс Кугел. — Трагедия в том, что на сегодняшний момент у нас не подготовлена смена для тех инженеров, которые работают сейчас».
В последние годы интерес студентов инженерных специальностей к бизнес-дисциплинам действительно растет, подтверждает гендиректор «ВШЭ Инновации» Анастасия Тюрина. Активный интерес к ним проявляют студенты Московского физико-технического института (МФТИ) и Московского института электроники и математики (МИЭМ). «Сейчас уже заметно, что в МИЭМ стали приходить студенты с более высоким уровнем мотивации, в том числе с желанием создать свой бизнес», — говорит она.
Глава консалтинговой компании по подбору персонала Jacobson Partners Дмитрий Акопов тоже признает сложную ситуацию в этом секторе рынка труда. По его оценке, острая нехватка инженерно-технических кадров может наступить через 7-10 лет.