Врачей засветят в Интернете
В этом году производители медицинского оборудования заплатили кардиологу Джону Мандроле из Луисвилля, штат Кентукки, 2 тыс. долл. за презентацию их продукции на различных мероприятиях. Однако теперь он дважды подумает, прежде чем соглашаться на подобные сделки: регуляторы США обязали компании раскрывать информацию о любых выплатах докторам. В свою очередь, пациенты смогут посмотреть, что ел и куда летал их врач за счет компании, чьи лекарства он прописывает.
«Теперь я взвешу все «за» и «против», когда получу следующее предложение от компании. Ведь скоро все выплаты будут опубликованы. Тем не менее я беспокоюсь, что врачи, которые получают деньги за совместные исследования с компаниями, могут быть дискредитированы, тогда как нет ничего предосудительного в таком сотрудничестве», — рассказал Джон Мандрола The Wall Street Journal. Сам он теперь старается всячески избегать представителей фармкомпаний, которые осаждают его клинику: Мандрола уверен, что о новом лекарстве он узнает и без подсказки продавца.
Штрафы не пугают
В США недобросовестный маркетинг является распространенной практикой в медицинской индустрии. В бюджетах фармацевтических компаний заложены сотни миллионов долларов на поощрения докторов. Например, крупнейшая фармацевтическая компания Pfizer в прошлом году заплатила за различные услуги докторам почти 175 млн долл. Чтобы сделать их более лояльными, в ход идут билеты на концерты, купоны на посещения спа-салонов, путевки в экзотические страны. Зачастую компании оплачивают участие врачей в медицинских конференциях, беря на себя расходы на проживание, еду и транспорт. Кроме того, им платят за проведение семинаров о продукции компании. В обмен врачи назначают лекарство компании и нередко рекламируют его как довольно универсальное средство от многих проблем со здоровьем, умалчивая о побочных эффектах.
Периодически регуляторы штрафуют компании за подобную практику. Так, в прошлом году британская GlaxoSmithKline заплатила рекордный штраф в 3 млрд долл. за незаконное продвижение антидепрессантов Paxil и Wellbutrin, лекарства для больных диабетом Avandia и ряда других препаратов. Но в сравнении с прибылью, которую приносили эти лекарства, 3 млрд — вполне посильная сумма. За годы преступного маркетинга продажи Avandia составили 10,4 млрд долл., Paxil — 11,6 млрд, Wellburtin — 5,9 млрд долл. Так что до сих пор представители индустрии воспринимали штрафы как неизбежную дань за возможность и дальше продвигать таким образом свои препараты. Так, Pfizer заплатила 2,3 млрд долл. за обезболивающее Bextra, Abbott Laboratories — 1,6 млрд долл. за антипсихотический препарат Depakote, а Eli Lilly — 1,4 млрд долл. за антипсихотик Zyprexa. Как правило, дела заканчиваются досудебным урегулированием, обвинения против конкретных лиц не выдвигаются.
Отчетность и открытость
Поняв, что штрафы ситуацию не исправят, регуляторы с августа обязали медицинские компании отчитываться перед Центром обеспечения услуг по программам Medicare и Medicaid (CMS) о всех выплатах врачам. Если фирма будет медлить с предоставлением таких данных, то ее ждет штраф в 1 тыс. долл. за каждую транзакцию. Максимальный штраф для компании составит 1,15 млн долл. в год. При этом с осени следующего года вся информация о выплатах врачам будет публиковаться на соответствующем сайте, где все выплаты будут разнесены по десяткам категорий, например оплата питания, исследований или гонорары за выступления. Таким образом, пациент сможет посмотреть, за что именно его лечащий врач получает вознаграждения от индустрии. Врач будет получать соответствующую выписку за два месяца до того, как ее опубликует CMS, чтобы у него была возможность внести необходимые исправления. По мнению психиатра Дэниэла Карлата, пациенты вряд ли будут возражать, если их врач пообедал на 200 долл. в год за счет фармацевтической компании. А вот счет на десятки и сотни тысяч долларов от представителей индустрии точно поставит под сомнение непредвзятость врача.
«Я продолжу подрабатывать в качестве платного спикера и считаю вознаграждения нормальной компенсацией с учетом моего опыта», — сказал доктор Ричард Агилар из Дауни, штат Калифорния, который только за первые три месяца 2013 года получил 42 тыс. долл. от Eli Lilly за выступления на тематических семинарах. Агилар отметил, что совместные семинары более эффективны, ведь не так много клиник, которые могут себе позволить собственные исследования относительно новых аппаратов. В то же время он признал, что его коллеги теперь с опаской относятся к подобным мероприятиям.