Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Рим гарантировал допуск зрителей на стадион во время Евро Спорт, 22:07 История инвестора: как получать 10% годовых в валюте РБК и СберПервый, 22:02 В Петербурге суд арестовал гендиректора сгоревшей «Невской мануфактуры» Общество, 21:59 Байден пообещал вывести войска из Афганистана к 20-летию 11 сентября Политика, 21:54 В Турции за сутки впервые выявили 60 тыс. заболевших COVID-19 Общество, 21:26 Тарасова оценила влияние нового тренера на результаты Трусовой Спорт, 21:21 Где лучше всего смотреть на Млечный путь РБК и ПСБ, 21:12 Плющенко объявил о подключении тренера Арутюняна к работе с его академией Спорт, 21:09 Акции Сoinbase выросли на 70% на первых торгах после выхода на биржу Инвестиции, 21:03 Лавров призвал ОБСЕ добиваться от Киева урегулирования в Донбассе Политика, 20:55 Российский нападающий выбыл до конца сезона НХЛ Спорт, 20:50 Как правильно выбрать летнюю резину. Инструкция РБК и Nokian Tyres, 20:41 Суд запретил редакторам журнала DOXA выходить из дома и заходить в Сеть Политика, 20:36 Экс-глава фабрики «Меньшевик» избежал ареста по новому делу о стрельбе Общество, 20:33
Общество ,  
0 

Поставщики майонеза пожаловались на входные бонусы в "Ашане" и "Ленте"

Вечные оппоненты — торговые сети и их поставщики — начали разбирать конфликты самостоятельно, без привлечения Федеральной антимонопольной службы.
Фото: РБК
Фото: РБК

Созданная самими компаниями комиссия потребовала от "Ашана", "О’кей" и "Ленты" не взимать с производителей плату при открытии новых магазинов — этот бонус доходил до 3% выручки. Если мирно договориться не удастся, дело будет передано в ФАС.

В распоряжении РБК оказались письма Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) к генеральным директорам трех российских сетей: Яну Дюннингу из "Ленты", Тони Майеру из "О’кей" и Жан-Пьеру Жермену из "Ашан Россия".

МЭС сообщил сетям, что Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик — третейский суд для ретейлеров и поставщиков — получает жалобы от производителей на навязывание им маркетинговых услуг со стороны магазинов. В частности, сети брали плату за "обеспечение представленности товаров в новых (открываемых) торговых объектах", по сути — "входные бонусы". Подобные практики признаны недобросовестными, а навязывание маркетинговых услуг и вовсе запрещено законом "О торговле".

Сети должны ответить на претензии не позднее 18 июля. Если ответа не последует, и бонусы с поставщиков по-прежнему будут взиматься, следующее заседание комиссии по этому вопросу посетят представители ФАС и Минпромторга.

После вступления в силу резонансного закона "О торговле" в 2010г. ретейлеры отчаянно пытаются показать властям, что могут самостоятельно вырабатывать механизмы регулирования отрасли, и вмешательство государства им не нужно.

Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик была учреждена 22 августа 2013г., в нее вошли, в частности, президент группы "Дикси" Илья Якубсон, совладелец "М.Видео" Александр Тынкован, предправления "Союзмолока" Андрей Даниленко и глава "Руспродсоюза" Максим Протасов. Решения комиссии носят рекомендательный характер, но если к ним не прислушиваются, дальнейшее разбирательство происходит с участием ФАС. В мае 2014г. торговцы и поставщики решили, что вместе с договором поставки будут подписывать соглашение о применении норм кодекса.

В "Ленте" получение письма подтвердили, но ответить на него не успели. "Лента" намерена работать вместе с другими торговыми сетями над выполнением положений кодекса", — заверила директор по связям с общественностью и госорганами Анна Мелешина. В "Ашане" и "О’кей" писем от комиссии еще не получали.

С жалобой на сети в комиссию обратилась Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции (объединяет крупнейшие отраслевые предприятия, такие как "Эфко", "Юнилевер", "Нэфис"). Она утверждает, что ее члены были вынуждены перечислять ретейлерам до 3% их годового товарооборота в этих сетях.

Платежи за открытие новых торговых точек зависят от формата магазина и величины поставщика, говорит один из производителей, пожелавший остаться неназванным. По данным другого источника, крупные сети могут брать с поставщика при открытии новой торговой точки до 0,6 млн руб., небольшие сети — 1,5 тыс. руб. за одну ассортиментную позицию на одну новую точку. Оформляются такие услуги, как рекламирование товара, поставляемого в новые торговые центры, или проведение в новом магазине исследования покупательского спроса и рынка сбыта товаров заказчика, добавил собеседник РБК.

Директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков говорит, что большинство торговых сетей отказались от взимания подобного вида платежей. Один из поставщиков мясной продукции рассказал РБК, что бонус за открытие новых магазинов взимают в основном торговые сети из "второго эшелона".

Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев отмечает, что недавно по поручению первого вице-президента Игоря Шувалова антимонопольное ведомство провело опрос среди поставщиков сетей о том, как сети перестраивают свою работу с ними. Многие ретейлеры отказываются от сложных схем с бонусами, утверждает он, вместо этого они требуют меньшую закупочную цену.

Анна Левинская, Алексей Кузьменко