Учебник без макияжа
Известный историк и публицист Никита Соколов вместе с группой соавторов на заседании Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина представил концепцию, которую он предлагает положить в основу единого учебника по истории. КГИ хоть и выступает против создания такого учебника, но понимает неизбежность его появления. Учителя, преподаватели вузов и академики, выступившие слушателями, в целом одобрили концепцию.
Шеф-редактор журнала для медленного чтения «Отечественные записки» Никита Соколов, ставший одним из соавторов мартовского письма КГИ против единого учебника истории, решил и дальше бороться за справедливость в родной науке. На заседании комитета в понедельник он, интеллигентно извинившись, что говорит от лица всей рабочей группы, представил «Принципы преподавания истории» — именно так ученые решили назвать рекомендации к написанию учебника.
«Дела с преподаванием и преподнесением истории в России обстоят неблагополучно. То, что хотела бы власть, мы, профессиональные историки, прекрасно знаем. Они бы хотели поверхностный макияж, историю могучего государства», — сказал г-н Соколов, добавив, что это делается для формирования человека послушного.
Всего в концепции шесть равнозначных принципов: правомерность (непротиворечивость Конституции), гуманитарность (ориентированность на человека как творца истории), мораль (преподнесение темных страниц как исторических уроков), научность, объективность и антропологизм (смещение фокуса с политических событий на антропологическое повествование).
Декан истфака НИУ ВШЭ Александр Каменский назвал нормальным стремление власти преодолеть раскол в обществе. По его словам, старшему поколению уже поздно менять ценности и взгляды, а вот подрастающее для этого подходит лучше. «Нам нужно подумать, как это сделать. Путин в отличие от Сталина не будет писать учебник. Даже не будет редактировать. Возможно, прочитает», — предположил г-н Каменский. Также он отметил, что авторам учебника следует исходить из особенностей современного школьника, учитывать иное восприятие времени, особенно отдаленных исторических событий.
Леонид Кацва, автор учебников по истории России, проработавший школьным учителем всю жизнь, хорошо знает, какие дети сегодня приходят в школу — «привыкшие к коротким энергичным текстам». Он предостерег коллег от излишнего теоретизирования и призвал их не придавать столь большого значения учебнику. «Хороший учитель и без учебника обойдется, — уверен он. — Мы все в 80-х годах работали без них. Чем слабее учитель, тем более высока значимость учебника».
Председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе после посещения вчерашнего заседания Российского исторического общества под председательством спикера Госдумы Сергея Нарышкина назвал себя, к всеобщему веселью, носителем высшей истины. «Эта концепция выльется в учебник, назад пути нет», — обозначил он судьбу официальной версии, появление которой ожидается к октябрю.
Ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, профессор НИУ ВШЭ, РГГУ и СПбГУ Сергей Иванов согласился с тезисом г-на Сванидзе: «Учебник все равно будет, и мы должны предложить рекомендации по его написанию». И добавил при этом, что хуже единого учебника то, что собираются вводить обязательный ЕГЭ по истории.
Завотделом западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН Павел Уваров немного покритиковал предложенную г-ном Соколовым концепцию за то, что в ней упущена региональная составляющая: неясно, нужно ли подавать один и тот же исторический материал жителям Москвы, Казани и Грозного? Также он предложил будущим официальным авторам учебника, «среди которых есть и вменяемые люди», сокращать авторский нарратив и давать больше цитат из источников.
Резюмируя, ученые выразили надежду, что «запах миллиардных гонораров» за учебник не затмит разум его авторов и предложения КГИ найдут отражение в текстах, которые будут представлены на конкурс в октябре.