Лента новостей
В водах Нигерии пираты похитили 12 моряков со швейцарского судна 22:25, Общество Новак рассказал об исполнении соглашения ОПЕК + на 129% 22:11, Экономика Бокс. Александр Поветкин — Энтони Джошуа. Онлайн 22:00, Спорт Кремль заявил о способности России самой построить «Северный поток-2» 21:55, Политика ЦБ заявил о способности банков выполнять обязательства в любой валюте 21:24, Финансы Погранслужба сообщила о появлении кораблей ВМС Украины у берегов Крыма 20:47, Политика СМИ узнали о готовности России построить «Северный поток-2» за свой счет 20:41, Политика Спикер премьера Италии пообещал «мега-вендетту» правительства к Минфину 20:31, Политика Умер вокалист основавшего стиль рокни дуэта Chas & Dave Чес Ходжес 19:41, Общество В УПЦ рассказали об описи имущества Московского патриархата на Украине 19:29, Политика МЧС предупредило москвичей о грозе с порывами ветра до 19 м/с 19:20, Общество Китай отменил участие в совместных мероприятиях с США из-за санкций 19:04, Политика Рогозин назвал дату посадки марсохода ЕКА с российским модулем на Марс 18:59, Технологии и медиа «ВКонтакте» заблокирует группу движения против рабства «Альтернатива» 18:43, Общество Число жертв теракта во время парада в Иране возросло до 29 человек 18:32, Общество Спасатели нашли выжившего через два дня после крушения парома в Танзании 18:15, Общество В рейтинг самых опасных городов мира вошел Новосибирск 17:57, Общество МИД Китая вызвал американского посла в связи с санкциями за покупку С-400 17:54, Политика Путин выразил соболезнования Роухани в связи с терактом на военном параде 17:44, Политика В Иране связали с США и Израилем исполнителей теракта на военном параде 17:22, Политика Температура воздуха в Москве побила рекорд 1994 года 17:06, Общество Лукашенко заявил об окончательном решении нефтегазовых вопросов с Москвой 16:46, Политика SANA узнала об эвакуации вертолетами коалиции лидеров ИГ из Дейр-эз-Зора 16:42, Политика Минобороны пообещало раскрыть информацию о гибели Ил-20 23 сентября 16:41, Политика Подозреваемого в убийстве двух девушек в Петрозаводске арестовали 16:18, Общество На Украине запретили ввозить книгу Устиновой и энциклопедию для мальчиков 16:12, Политика Президент Литвы поблагодарила папу римского за помощь сопротивлению СССР 16:01, Политика Лука Модрич получил условный срок за налоговые махинации в Испании 15:50, Спорт
За недостатком финансирования дороги в РФ исчезают
Общество, 26 апр 2007, 20:19
0
За недостатком финансирования дороги в РФ исчезают
Не более 15% автодорог будут соответствовать эксплуатационным нормам в 2010г., подсчитали в Минтрансе. На сегодня таким соответствием характеризуются лишь 37% федеральных и 20% региональных трасс, на муниципальном уровне состояние дорог и вовсе критическое, считают в Росавтодоре.

Хотя финансирование дорожного хозяйства год от года растет (150 млрд рублей в 2007г. против 116 млрд рублей в 2006г.), "дорожных бюджетов" едва хватает на латание дыр, объясняют эксперты. Как рассказал в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" президент Ассоциации дорожников Москвы Леонид Хованский, доля финансирования дорог в ВВП России всего 1% – меньше, чем в Монголии.

Но и частно-государственное партнерство (ЧГП) в отрасли, похоже, не принесет много плодов: проекты строительства платных трасс требуют слишком больших вложений, а сроки их окупаемости пугают инвесторов. Кроме того, опыт США и Европы говорит о том, что доля платных дорог занимает в общей дорожной сети не более 2%.

Напомним, закон о платных дорогах уже одобрен правительством и внесен в Госдуму – правда, эксперты расходятся с оценкой доли государства в ЧГП по их строительству. Одни считают, что достаточно 50% государственных вложений. А по мнению гендиректора компании "Асдор" Александра Макеева, для привлечения частного капитала государству необходимо будет обеспечить как минимум 70%.

Но мало того, что расходы на дороги в РФ меньше, чем в Монголии, - участники рынка сомневаются и в качестве расходования этих средств. По словам гендиректора ООО "Трансстройсервис" Петра Шкатулова, закон №94-ФЗ (о госзаказе) допускает к участию в тендерах даже такие организации, которые не имеют ни собственных мощностей, ни репутации. Занижая стоимость проектов и предоставляя гарантии на 8 лет, компании такого рода коррумпировали чиновничество, считает эксперт.

"В дорожном строительстве никогда не было рентабельности выше 15%. Как можно снизить цену на 20-30%?" – соглашается Л.Хованский. Таким образом, 94-ФЗ нуждается в редакции, соглашаются эксперты, - либо за счет возвращения института предквалификации компаний - участников тендеров, либо за счет ужесточения требований к их проектным документациям.

Следствием хронического недофинансирования и коррупции стало также распространение "косметических" технологий, когда ремонтируется лишь верхний слой дорожного покрытия (без учета фактического состояния всей конструкции, толщина которой может достигать и 80 см). Однако «косметика» держится не более двух лет и, по сути, не решает проблемы.

Затраты на косметический ремонт составляют 30% от затрат на ремонт капитальный. "И при том ограничении средств, которое есть сегодня, другого способа придумать нельзя", – пытается найти объяснение Л.Хованский. В то же время межремонтные сроки сокращаются. "Это или коррупция, или идиотизм", – считает А.Макеев.

"Интенсивность движения по МКАД – 50 тысяч автомобилей на полосу в сутки, – объясняет А.Макеев. – За два года полностью стирается покрытие. И давать гарантийные сроки на 6-8 лет могут только те компании, которые явно не хотят участвовать в дорожном строительстве, исчезая через 2-3 года".

Тем временем исчезает и дорожная сеть страны. Разбитыми скоро окажутся дороги даже в Москве, предупреждают дорожники. И даже в столице, где, казалось бы, уровень доходов населения позволяет рассчитывать на окупаемость проектов платных дорог, ЧГП едва ли возможно. "Чтобы снять плату, надо остановить движение – организовать пункты пропуска транспорта. Будут заторы, пробки", – говорит Л.Хованский.

Так что остается рассчитывать только на увеличение государственного финансирования, о чем, по словам П.Шкатулова, уже второй год "идут разговоры".

Остается добавить, что общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 899 тысяч км при потребности в 1,5 млн км. Плотность автодорог на тысячу жителей составляет 5,3 км (для сравнения, во Франции – 15, в США – 22). Около 1/3 населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием.

По официальным данным, убытки от бездорожья превышают 500 млрд рублей в год: оно тормозит развитие фактически всех отраслей экономики (например, транспортная составляющая в цене сельхозпродукции в России достигает 40%, когда в Германии – 12%). Парадоксально, но на фоне растущей автомобилизации пропускная способность российских дорог с каждым годом только уменьшается.

Магазин исследований: аналитика по теме "Транспорт"