ЦУМ продается ниже рынка
Спустя шесть лет после неудачной попытки прежних столичных властей продать городские площади в здании ЦУМа чиновники вновь объявили аукцион. На этот раз они продают больше площадей, а их цена вдвое ниже.
Москва выходит из ЦУМа
Аукцион по продаже 19 тыс. кв. м площадей ЦУМа, принадлежащих ГУП «Московское имущество», состоится 30 апреля, говорится в сообщении департамента города Москвы по конкурентной политике. Участники торгов смогут претендовать на построенные в 1974 году нежилые помещения площадью чуть больше 7 тыс. кв. м, которые достались городу по условиям инвестконтракта с Торговым домом ЦУМ, и на историческое семиэтажное здание 1906 года постройки («Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз», 12,3 тыс. кв. м).
Стартовая цена лота составит 4,3 млрд руб. Таким образом, цена квадратного метра ЦУМа будет начинаться от 230 тыс. руб., говорится в сообщении департамента.
Новый владелец обязан соблюдать все охранные обязательства согласно законодательству при эксплуатации объекта для сохранения его культурной и исторической ценности. Историческое здание передано в аренду ОАО «Торговый дом ЦУМ» на основании охранно-арендного договора сроком до 31 декабря 2045 года.
Цена может подняться
Общая площадь ЦУМа составляет 64 тыс. кв. м. На сегодняшний день 45 тыс. кв. м торгового центра принадлежат компании Mercury. Акции ЦУМа Mercury приобрела в 2002 году у председателя совета директоров торгового центра Льва Хасиса и дружественных ему структур. Эксперты «Ведомостей» тогда оценивали сделку в $60 млн. Общую стоимость ЦУМа Forbes оценивает в $520 млн.
Скорее всего, именно Mercury является главным претендентом на оставшиеся площади ЦУМа, считают эксперты, опрошенные РБК. В самой компании отказались комментировать, будет ли она участвовать в аукционе.
Цена, по которой выставляются площади ЦУМа, ниже рыночной, уверен региональный директор по развитию бизнеса Colliers International Владимир Сергунин. «Рыночная стоимость этого здания — 700 тыс. руб. за 1 кв. м, — говорит он. — Именно до такой цены, я думаю, может подняться стоимость площадей в ходе аукциона. Таким образом, общая стоимость лота может составить 13,3 млрд руб.».
С такой оценкой согласен и управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. Цена в 4,3 млрд руб., которую выставила Москва, вполне адекватна, поэтому на аукцион, помимо Mercury, могут выйти и другие претенденты, добавляет он. «Аукцион заинтересует только претендентов, обладающих сильным административным ресурсом», — объясняет Ковалев. Компания Mercury также выйдет на аукцион и, скорее всего, предложит самую высокую цену, уверен он.
В ГК «Ташир» Самвела Карапетяна, которую опрошенные РБК эксперты называли в числе возможных претендентов на треть ЦУМа, отказались комментировать участие в торгах. В ГК «ДжамильКо» (один из крупнейших игроков на розничном рынке) сказали, что вряд ли компания выйдет на аукцион: торги потенциально интересны только Mercury.
В департаменте города Москвы по конкурентной политике сказали, что не представляют, кого может заинтересовать предложение о приобретении ЦУМа.
По оценке компании Shop & Mall, арендные ставки в ЦУМе на сегодня составляют от $1,3 тыс. до $3,2 тыс. за 1 кв. м в год. Окупить затраты на приобретение площади, выставляемой Москвой, при хорошем раскладе новый владелец сможет за десять лет, подсчитал Ковалев.
Попытка номер три
Столичные власти не впервые пытаются продать площади ЦУМа. В 2008 году Москва предлагала Mercury выкупить шестой и седьмой этажи второй очереди торгового комплекса, которыми столица владеет по инвестконтракту. Однако цену в $16 тыс. за 1 кв. м компания посчитала слишком высокой и отказалась от предложения.
В 2009 году столичные власти снизили стартовую стоимость лота вдвое, до $8 тыс. за 1 кв. м. Сначала торги были назначены на 29 сентября, затем перенесены на 3 ноября, однако из-за отсутствия претендентов так и не состоялись.
Компания Mercury была основана в 1993 году Леонидом Фридляндом и Леонидом Струниным. Mercury начала свою историю с одноименного мультибрендового магазина ювелирных украшений и часов. Сегодня компания является одним из лидирующих ретейлеров на российском рынке предметов роскоши и услуг и официальным представителем нескольких ювелирных, часовых, автомобильных, интерьерных и fashion-марок премиум-класса. Mercury принадлежат такие проекты в Москве, как «Третьяковский проезд», ЦУМ, «Барвиха Luxary Village». В 2013 году Forbes оценивал выручку компании в 37 млрд руб.