«Чтобы сесть за руль гоночной машины, люди до 40 лет зарабатывают»
Среди российских автогонщиков ралли-рейдисты чаще всего поднимались на высшую ступень пьедестала почета в мировых чемпионатах. С одним из них, чемпионом мира 2011 года по ралли-рейдам в классе квадроциклов ДМИТРИЕМ ПАВЛОВЫМ, корреспондент РБК daily ДМИТРИЙ ПАНОВ побеседовал о том, как сегодня гонщики зарабатывают в автомобильном спорте.
«Нередко мы сами вставляем себе в колеса палки»
— Несколько лет назад вы перестали выступать в ралли-рейдах на автомобиле и пересели на квадроцикл. С чем это связано?
— В 2007 году мы — я говорю «мы», потому что есть еще механики и штурманы — моя команда, без которой добиться результатов в автоспорте невозможно, — проехали свой последний этап в классе автомобилей на чемпионате России по ралли-рейдам. Это было связано с тем, что перестала существовать команда «Нарт Тайм», за которую мы выступали в течение шести лет. В ней я ездил сначала на Chevy Niva, а потом на Nissan Patrol итальянской подготовки. Это команда Руслана Мисикова, питерского бизнесмена, очень неравнодушного к автоспорту, который сам собирал для нее гонщиков и осуществлял ее финансирование. С закрытием команды мы лишились денежных средств, необходимых для участия в российских и международных чемпионатах по ралли-рейдам. Сейчас Мисиков вернулся в автоспорт. Но будет ли воссоздана команда?
— О каком денежном объеме идет речь?
— Бюджет выезда одной машины на этап чемпионата России составляет около 1 млн руб. А, скажем, международный этап, например в Италии, с которого мы сейчас вернулись (Баха Италии), если ехать туда со своими механиками и машиной, обойдется как минимум в 40 тыс. евро.
— А если считать бюджет не по минимуму?
— Большинство участников итальянского этапа потратили где-то по 100 тыс. евро. Если ты серьезно относишься к этому процессу, то на шесть этапов в год, учитывая все возможные аварии и поломки, бюджет закладывается в размере 1 млн евро. А для участия на квадроцикле понадобится в 10 раз меньше — около 100 тыс. евро, что значительно экономичнее. Это и есть причина того, почему я пересел на квадроцикл.
— Выходит, что вы потеряли спонсора, а нового не нашли. Иначе вы продолжили бы ездить на автомобиле.
— Конечно. Но спонсора, можно сказать, найти невозможно, его нет почти ни у кого. Кроме, наверное, команды КамАЗа. Но это фактически правительственный проект, с ним другая история... Еще в 2006 году, когда мы выступали в команде «Нарт Тайм», существовал закон о налоговых льготах для тех, кто финансирует социально значимые проекты, что в принципе стимулировало бизнес.
— Это то, что уже давно работает в Европе.
— Да. Когда у меня был спонсор, моя зарплата составляла 30 тыс. долл. Это были огромные деньги. Но мы два раза становились чемпионами России, и у нас в команде работали только лидеры. После того как этот закон отменили, спонсорство в автоспорте вообще перестало быть интересно кому бы то ни было. А отменили по той причине, что многие несознательные люди, как это бывает в нашей стране, начали использовать этот закон для отмывания денег. То есть автоспорт превратился в «чернослив». Вот иностранцы очень трепетно относятся к рекламным наклейкам (реклама спонсоров, размещаемая на бортах гоночных машин). Они на них даже расценки приклеивают. Каждая наклейка на определенном месте стоит определенную сумму денег. Там все прозрачно. Поэтому бизнесмены сами ищут, на кого бы приклеить свою рекламу.
— То есть для того, чтобы автоспорт начал развиваться по западным стандартам, нужно создать законодательную базу, которая помогла бы сформировать систему, стимулирующую бизнес вкладываться в автоспорт.
— Однозначно начать нужно с нее. Но нередко мы сами вставляем себе в колеса палки. Когда-то у спортсменов были определенные послабления по вывозу автомобилей и запчастей из-за границы — таможне была дана такая негласная команда. Но опять же появились несознательные люди, которые начали этим пользоваться для нелегального ввоза мотоциклов и автомобилей на продажу. И опять это послабление прикрыли.
«Гоночная техника обклеена рекламными наклейками. Но они не спонсорские»
— Сегодня, когда у вас нет спонсора, как вы зарабатываете деньги в автоспорте?
— Как и многие другие гонщики, лишившиеся спонсорской поддержки, обучаю состоятельных людей ездить на гоночной технике. Вот сейчас мы съездили на этап в Италию и заработали там деньги. Да, вся наша гоночная техника обклеена рекламными наклейками. Но они не спонсорские, а тех, кто либо сидит за рулем гоночной машины, либо вкладывается в мероприятие, хочет чувствовать себя владельцем команды. И так почти везде. У российской команды G-Force сейчас появился какой-то нефтеспонсор. Но и то благодаря тому, что туда пришел клиент-пилот, имеющий отношение к этому бизнесу. Именно клиент, а не человек со стороны. Схема-то простая: наклейка — продажа, пиар — продажа. Но она у нас не работает.
— Получается, ваши клиенты это те, кто ездит в вашей команде.
— Да. Мое дело подготовить их к гонке, провести по ней и вернуть обратно домой.
— И участвуете в гонках на заработанные на этих же эвентах деньги?
— Конечно.
— Вы выступаете на квадроциклах Honda. Почему на них? До вашего прихода в мировой чемпионат на них никто не выступал.
— Я езжу на Honda TRX700XX. Перед первой гонкой над нами смеялись, говорили, что такой квадроцикл не готов побеждать, потому что он тяжелый. Да, он тяжелее других, но он из-за этого и надежнее, за счет чего мы и продвинулись. Просто для того, чтобы управлять тяжелым «квадом», требуется больше физической силы гонщика. После нашей победы на следующий год чемпионат мира на 70% состоял из квадроциклов Honda, и на «Дакаре», где их тоже раньше не было, они появились.
— И после этого Honda не проявляла желания оказать вам свою поддержку?
— Получилось наоборот. Когда мы покупали квадроцикл Honda, предложили российскому представительству компании, что если войдем в тройку на чемпионате мира, компания подарит нам один «квад». Нам пообещали подарить и даже дали контакты, к кому можно по этому поводу обратиться. Но в итоге мы ничего не получили. А вот канадская Elka, амортизаторы которой мы используем, выслала нам за победу в качестве бонуса комплект этих деталей бесплатно.
— В России рынок квадроциклов достаточно большой. Исходя из этого стоит предположить, что квадроспорт имеет в стране большой потенциал.
— Рынок громадный. Но у нас любой вид автоспорта имеет большой потенциал. А такой дисциплины, как квадроспорт или квадрокросс, на данном этапе в России вообще не существует. Хотя у нас есть несколько чемпионов мира по ралли-рейдам. В Европе дети начинают заниматься автоспортом с пяти лет. У нас сегодня для того, чтобы сесть за руль гоночной машины, люди до 40 лет зарабатывают.