На автокредитах в первую сотню
Айманибанк, известный на рынке своими креативными проектами в рознице, планирует через два года перейти из третьей сотни банков по активам в первую. Такая цель заложена в новой стратегии развития, которую разработал основной совладелец кредитной организации Сергей Востриков совместно с компанией EY. Эксперты сомневаются, что за счет автокредитов — основного продукта — банкиру удастся так быстро нарастить бизнес.
Г-н Востриков с оптимизмом смотрит в будущее и не ожидает финансовых кризисов в ближайшие годы. Согласно стратегии развития Айманибанка «5/15» (есть в распоряжении РБК daily) к концу 2015 года собственный капитал банка должен вырасти примерно в три раза, до 5,5 млрд руб., активы ― в три с половиной раза, до 50 млрд руб., а ежемесячный объем выдачи автокредитов должен составить 5 млрд руб.
«Это обычная математика, обычный расчет, ― заявил РБК daily Сергей Востриков. ― Мы планируем вырасти всего в три раза, а не в десять раз. Считаю, что это очень консервативные планы».
Собственный капитал Айманибанка на начало октября составлял 1,7 млрд руб. Согласно стратегии к январю 2014 года акционеры увеличат его за счет собственных средств до 2,75 млрд руб. С начала 2014 года капитал должен будет расти только за счет операционной прибыли. Ежемесячно банк планирует зарабатывать по 100―120 млрд руб.
Активы банк намерен увеличить за счет роста портфеля автокредитов. Для этого планируется диверсифицировать каналы их продаж, в частности снизить долю заявок от автодилеров с 90 до 35%. В то же время банк хочет увеличить продажи через другие каналы. Так, до 15% займов планируется реализовывать через отделения, число которых к концу 2015 года должно вырасти с нынешних 9 до 70. Порядка 40% продаж автокредитов должны осуществляться через Интернет, а именно через платформу «Аймани», специально созданную для покупки подержанных авто в кредит. Автокредиты сейчас являются основным продуктом банка, ранее кредитная организация пыталась предложить креативные продукты, например продавала коробки с надписью «Мгновенные деньги» (в них лежала карта, на которую банк зачислял кредит).
Цель реализации стратегии ― рост заявок на платформе до 5 тыс. в день, из которых 4,5 тыс. заявок будут продаваться в другие банки, а по 500 заявкам кредиты будет выдавать Айманибанк. В результате банк будет выдавать займов объемом более 5 млрд руб. в месяц.
Пассивы же Айманибанк намерен сформировать на 80% за счет розничных вкладов, 10% ― это остатки на счетах корпоративных клиентов и 10% ― привлеченные облигационные займы.
Для маркетинга банк будет использовать социальную сеть взаимопомощи «Айманибанк — общее дело», которую банк недавно запустил (см. РБК daily от 08.10.13). Клиенты банка, его партнеры и сотрудники, помогая друг другу, сформируют некую экосистему приверженцев бренда «Аймани» и как раз станут рекомендовать услуги банка, чем и заменят рекламу, отмечается в стратегии.
Эксперты сомневаются в достижении задуманных банком показателей. Главный эксперт Интерфакс ЦЭА Алексей Буздалин считает, что рынок кредитования новых авто фактически умирающий и на нем все больше лидируют банки автоконцернов, целью которых является не получение прибыли, а стимулирование продаж автомобилей. «В сегменте кредитования подержанных автомобилей конкуренция будет нарастать, и занять лучшую позицию в нем смогут игроки, которые предложат лучшую процентную ставку», ― отмечает г-н Буздалин. По его словам, величина ставки будет зависеть от стоимости фондирования, но средства вкладчиков сегодня ― самый дорогой ресурс, и при таком фондировании банк вряд ли сможет предложить низкие ставки.
Тем не менее Сергей Востриков уверен в реализации поставленных целей. «Если бы это было не так, мы бы не готовили стратегию», ― отметил банкир.