Экстремальный туризм в РФ информационно заблокирован
По крайней мере внутреннее развитие экстремальных видов туризма опережает спрос на заграничные поездки граждан за острыми ощущениями.
"Мы рекомендуем ориентироваться туркомпаниям на 10% населения, которые, так или иначе, склонны к экстремальным видам туризма, – заявляет в эфире РБК-ТВ директор по развитию бизнеса ГК Step by step Дмитрий Рыжаков. – Именно столько по статистике имеют основание считать себя склонными к риску". Эксперт считает, что россияне уже "устали от пляжей", и пришло время для развития активных видов отдыха.
Впрочем, с ним не согласен президент ГК "Астравел" Валерий Лощиц: "Каждый 10-й – это завышенные цифры. Разве что сюда отнести катание на санях, на снегоходах, и баню, и цыган, и т.д. Но сегмент на деле очень узкий, притом в России он только формируется: не подтянута инфраструктура, логистика, отсутствует информационное поле, чего нельзя сказать о тех же горных лыжах".
Тем не менее, в России представлены все виды активно-приключенческого туризма: скалолазание (Эльбрус и другие горы Кавказа), сплавы по горным рекам Карелии и Алтая, поездки на велосипедах по бездорожью Байкала и т.д. Но, важно отметить, наибольшей популярностью пользуются Алтай, Приуралье, Карелия, Кольский полуостров, вся средняя полоса, Северный и Западный Кавказ, Байкал, Дальний Восток и Камчатка – все бренды, которые были созданы еще во времена СССР.
Новых брендов нет. "Сказывается отсутствие инвестиций – некоторые секторы туристического бизнеса более привлекательны, чем работа с экстремальным туризмом, – сам себе противоречит Д.Рыжков (то есть гражданам РФ все же больше по душе турецкие пляжи). – А экстремальный туризм зачастую лишь довесок для многих туркомпаний, чтобы завершить круг предложений. Он банально не может сам себя развить с точки зрения рынка".
Эксперты апеллируют к господдержке инфраструктурной и информационной базы активного отдыха. Примером может служить развитие туризма администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа. "У нас все развивается четко по плану, - отчитался руководитель Агентства по туризму ЯНАО Владимир Зобнин. – Есть программа о поддержке со стороны нашей администрации. Это новая отрасль экономики. Что касается позиционирования Ямала, работает информационный портал, и это не только Россия и СНГ - делаем английскую версию, немецкую и т.д.». По словам чиновника, со временем госучреждение "Окружной центр развития туризма" (сегодня единственный здесь туроператор) будет акционировано, а пока бизнес встает на ноги, деятельность данного оператора финансируется из бюджета ЯНАО.
К слову, проблема развития внутреннего туризма в целом – это проблема государства. "Возможности не безграничны, крупные туроператоры сконцентрированы на определенных потоках, – признает В.Зобнин. – За Уралом немногие могут "потянуть". По этой же причине, собственно, и размер фингарантий для операторов, работающих на внутренних туристических направлениях, в разы меньше, чем для международников (500 тысяч рублей против 10 млн для международников с 2008г.).
"Нужно в целом продвигать внутренний туризм, – говорит В.Лощиц. – Нельзя делать ставку только на Ямал, обходя Ханты-Мансийский автономный округ и Архангельскую область, но правильнее было бы открыть новый бренд – Север. Необходима пропаганда активного туризма, и если будет инфраструктура плюс информационное поле, придут и инвесторы. Денег в стране много".