Вы что предпринимаете?
Александр Борисов, гендиректор фармацевтической компании «Полисан»
«Мы испытываем определенную нервозность по поводу будущего. Нам приходится закупать сырье и оборудование за границей, поэтому мы сильно зависим от колебаний валют. В этих условиях наша рублевая прибыль уменьшается. Мы сейчас не можем думать о серьезных инвестициях — например, строить третью очередь завода по производству нашей продукции. Думаю, что эта ситуация неопределенности продлится до конца года.
Денис Федоров, гендиректор «Газпромэнергохолдинга»
«Понятно, что недельный тренд не дает макроэкономического понимания, что будет. Будем смотреть, как будет развиваться ситуация, будем ждать каких-то мер правительства. Больше всего это касается сервисных контрактов, которые выражены в евро. Сценарии [действий компании] мы еще месяц-полтора назад начали отрабатывать. Но мы за последнее время ужались уже так, что дальнейшее ужимание несет в себе риски надежности. Поэтому тут скорее государство должно взять на себя какую-то долю ответственности.
Роман Троценко, председатель совета директоров «АЕОН Корпорейшн»
«В ближайшие шесть месяцев доллар будет колебаться в пределах от 60 до 90 руб. Дешевый рубль не страшен, неудобства возникают от его постоянных колебаний: бизнесу сложно прогнозировать свои действия при таких скачках. Но то, что происходит с рублем, — это плюс для экономики. Ситуация позволяет целому сектору, а именно обрабатывающему, стать более конкурентоспособным. Но на это потребуется время. У нас долгов немного, они рублевые. Мы себя мыслим как группа, работающая в России за рубли.
Максим Тадевосян, заместитель гендиректора Rambler & Co
«Наша задача — построить эффективную бизнес-модель независимо от того, что происходит на рынке. Нестабильность со временем пройдет, у нас есть запас мощности, чтобы ее пережить и работать дальше. Мы продолжаем смотреть на перспективу: мы не сокращаем инвестиционные проекты, хотя они принесут нам первые дивиденды только через три-пять лет. Мы продолжаем следовать стратегии, которую выбрали. Прогноз на конец года мы не делаем. Пока мы видим, что во втором полугодии от медийной рекламы приходит больше выручки, чем в первом. Риск есть в том, что, если динамика курса сохранится, медийная выручка от крупных компаний из автомобильной сферы и недвижимости, в частности, будет снижаться.
Андрей Рябинский, основной владелец девелопера МИЦ
«Большинство крупных бизнесменов еще в прошлом году определили приоритетные направления и финансовые стратегии. Мы в том числе. ГК «МИЦ» — крупный застройщик, наш продукт — жилье массового сегмента. Постоянство спроса и субсидированная ипотека поддерживают этот рынок. Другой вопрос — в себестоимости строительства и платежеспособности населения. При таких резких и длительных изменениях валюты так или иначе застройщик вынужден поднимать цены.
Александр Корсик, президент «Башнефти»
«[Что будет с ценами на нефть] — это гадание на кофейной гуще, нет однозначного ответа. Мы предусмотрели все меры еще при планировании на этот год, мы работаем в соответствии с этим планом. У нас есть проекты, которые в случае необходимости мы можем останавливать или переносить, — это геологоразведка и покупка новых активов. Есть те проекты, которые мы обязательно делаем. В первом полугодии мы отказались от некоторых проектов (перенесли отдельные элементы геологоразведки на следующий год), во второй половине, до того, как начался очередной этап падения [цен на нефть], мы немножко «отпустили пружину». Но в любой момент можем опять перекрыть [финансирование].
Кирилл Лыков, замгендиректора компании «Т Плюс»
«Сейчас мы работаем над тем, чтобы [в расходной части] уходить в рубли везде, где это только возможно. Например, мы договариваемся со всеми нашими партнерами о разделении сервисных контрактов на две составляющие — покупку запчастей за валюту и собственно обслуживание, которое мы планируем оплачивать в рублях».