Норвежские ВМС начали операцию по поиску самолета Р.Амундсена
В поисках участвует судно "Тигр", оснащеное подводным аппаратом, способным исследовать дно с высочайшей точностью. Поддержку осуществляет корабль береговой охраны "Харстад". Члены экспедиции уверены, что смогут отыскать самолет Р.Амундсена.
Обстоятельства гибели великого полярного исследователя 18 июня 1928 года до сих пор остаются невыясненными. По просьбе военного министра Норвегии, Р.Амундсен вылетел на поиски экспедиции итальянца Умберто Нобиле, потерпевшего катастрофу во время попытки повторить полет к Северному полюсу на дирижабле "Италия".
18 июня 1928г. Р.Амундсен вылетел на гидросамолете "Латам-47" с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии. Когда самолет находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море, радист сообщил, что полет проходит в густом тумане и запросил радиопеленг, после чего связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден поплавок "Латама-47". Членов экспедиции У.Нобиле нашли живыми спустя несколько дней.
Интересно, что к 1928г. отношения между Р.Амундсеном и У.Нобиле были испорчены. Исследователи Севера оспаривали честь открытия Северного полюса. У.Нобиле считал, что первым был он как конструктор и пилот дирижабля. Р.Амудсен оспаривал первенство как начальник экспедиции. Конфликт был усилен фашистской пропагандой Италии, которая прославляла почетного члена правящей фашистской партии У.Нобиле. Р.Амудсен в ответ называл У.Нобиле "заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой".
Руаль Амундсен (1872 — 1928гг.), норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (1911г.), также совместно с Оскаром Вистингом первым побывал на обоих географических полюсах Земли. Первый исследователь, совершивший морской переход Северо-восточным и Северо-западным морским путем. В 1926г. возглавил 1-й трансарктический перелет на дирижабле "Норвегия" по маршруту Шпицберген — Северный полюс — Аляска.
На льдине, где находился лагерь потерпевшей крушение экспедиции У.Нобиле 23 июня 1928г., сумел приземлиться летчик шведских ВВС Эйнар Лундборг. На самолете было только одно пассажирское место. У.Нобиле настаивал, чтобы первым был эвакуирован механик Чечоне, у которого была сломана нога. Но Э.Лундборг отказался взять на борт кого-то, кроме самого У.Нобиле. Последний вместе со своей собакой покинул льдину на самолете и на следующий день был доставлен на итальянское судно "Читта ди Милано" для руководства операцией по спасению остальных участников своей экспедиции. Остальных выживших членов экспедиции спас 12 июля советский ледокол "Красин".
После возвращения в Италию У.Нобиле встретили восторженные толпы итальянцев. Однако пресса начала обвинять его в крушении и в том, что он оставил свой экипаж, улетев первым. Кроме того, у полярника возник конфликт с одним из лидеров фашистов. У.Нобиле уехал в СССР работать над созданием дирижаблей. В 1936г. он вернулся в Италию, где продолжал преподавать, но в 1939г. уехал в США. После поражения фашистского режима У.Нобиле продолжал преподавать в университете Неаполя. Он умер в Риме в 1978г. в возрасте 93 лет.