Гуцериеву помог Glencore
Глава и совладелец компании АФК «Система» Владимир Евтушенков рассказал, почему не объединились «РуссНефть» и «Башнефть». Воспротивился один из кредиторов «РуссНефти» — швейцарский нефтетрейдер Glencore. Эта сделка грозила ему потерей влияния на принимаемые решения, в том числе по экспорту нефти.
«Glencore был против объединения с «Башнефтью», они (акционеры компании. — РБК daily) хотят развивать «РуссНефть» вместе с г-ном Гуцериевым», — заявил Владимир Евтушенков в интервью агентству Bloomberg. «В объединенной компании Glencore получил бы небольшую долю, потеряв влияние на принимаемые в компании решения, включая экспорт нефти», — пояснил он. Представитель трейдера от комментариев отказался.
Glencore является акционером в ряде «дочек» «РуссНефти» (от 40 до 49%), а также ее кредитором. В прошлом году нефтяная компания договорилась с трейдером о снижении ставки по займу и увеличении срока кредитования. «РуссНефть» планирует погасить долг перед Сбербанком к 2015 году, перед Glencore — в 2017 году.
После того как в конце прошлого года трейдер подписал крупный контракт с «Роснефтью» о поставках нефти, он стал одним из крупнейших экспортеров нефти. Так, по данным источников Reuters, на долю Glencore пришлось 70% (около 47 млн т) от законтрактованных в декабре объемов. Совладелец компании Айван Глазенберг видит большой потенциал в России, так как правительство будет стимулировать добычу нефти в труднодоступных регионах, а значит, будет расти привлекательность российского сырья, считает он.
АФК «Система» приобрела 49% акций «РуссНефти» в 2010 году за 100 млн долл. (при долге в 7 млрд долл.), после того как в отношении опального олигарха Михаила Гуцерива было прекращено уголовное преследование и он смог вернуться в Москву. Аналогичная доля осталась у г-на Гуцериева. Оставшиеся 2% получил Сбербанк.
Тогда же появилась идея объединений «РуссНефти» и «Башнефти». Источники РБК daily говорили, что обсуждалось два варианта сделки с АФК: «РуссНефть» либо оплатит покупку «Башнефти» деньгами, либо отдаст часть своих акций. Слияние постоянно откладывалось.
В 2012 году Владимир Евтушенков говорил, что «задачи на 2012 год такой нет, может, и не будет в 2013 году». Решение этого вопроса он связывал с уровнем долга «РуссНефти». «Сегодня каждый год идет сокращение долга на огромную сумму — практически в районе 1 млрд долл. И когда мы поймем, что уровень долга приемлемый, тогда мы можем этот вопрос рассматривать. Сейчас долг — три с лишним миллиарда долларов. Поэтому время просто еще не пришло», — говорил он год назад.
В июне этого года «Система» не включила в список кандидатов совета директоров г-н Гуцерива (входил начиная с 2011 года), а позже стало известно, что АФК продает свой пакет «РуссНефти» ее основателю. В кулуарах Петербургского международного экономического форума Владимир Евтушенков пояснял, что структура отношений между акционерами «РуссНефти» предполагает, что покупателем доли «Системы» может быть только г-н Гуцериев. «Человек выстрадал этот актив, и было бы безнравственно выкупать у него. Не все в этом мире меряется только деньгами», — отмечал г-н Евтушенков.