Люкс оставят без сладкого
Эмбарго на импорт кондитерских изделий, которое предлагает ввести Минсельхоз, может лишить российских потребителей лишь сладостей класса люкс. Большинство кондитерских гигантов не импортируют свою продукцию, а производят на фабриках в России.
Список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию, может быть расширен. Глава Минсельхоза Александр Ткачев, ответственный за подготовку санкционных списков, заявил в среду в интервью телеканалу «Россия 24», что не исключает, в частности, запрета на ввоз в Россию кондитерских изделий из стран, подпавших под продуктовое эмбарго. «Выносим предложение на рассмотрение запретить ввоз на территорию нашей страны кондитерских изделий», — сказал Ткачев. По его словам, эту идею предложил Россельхознадзор.
В июне в ходе Петербургского экономического форума глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что производители, особенно региональные, считают разумным ввести эмбарго в отношении кондитерских изделий. «Россельхознадзор просто озвучил позицию производителей, а не выдвинул свою инициативу, поскольку не обладает полномочиями запрещать что-либо в рамках санкционного списка, а только может рекомендовать», — говорит представитель Россельхознадзора Юлия Трофимова. Какой именно перечень кондитерских изделий Россельхознадзор «озвучил» Минсельхозу, она назвать отказалась. В Минсельхозе детали также не комментируют.
Сегодня президент Владимир Путин уже подписал указ о продлении запрета на импорт значительного ассортимента продукции из США, Канады, стран ЕС, Австралии и Норвегии. Список конкретных продуктов будет утвержден постановлением правительства. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова утверждает, что подобные предложения Минсельхоза в правительство пока не поступали: «Руководство правительства, включая премьер-министра, окончательный вариант списка не утвердило».
Шоколадное спокойствие
Производители кондитерских изделий внимательно следят за заявлениями глав Минсельхоза и Россельхознадзора, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) Вячеслав Лашманкин. По его словам, АСКОНД с идеей вводить эмбарго на поставки кондитерской продукции в Россельхознадзор не обращался.
По данным РБК.research, в 2013 году объем потребления шоколада и кондитерских изделий (кроме мучных) составил 1,9 млн т, при этом доля импортных продуктов составила всего 16%. Крупнейшим импортером в Россию была Украина — на поставки оттуда приходилось 6,4%, на все остальные страны — 9,6%. Остальные 84% съедаемой россиянами сладкой продукции приходится на собственное производство.
Причина такой большой доли российского шоколада на полках в том, что основную часть продукции глобальные компании не импортируют, а производят в России. В случае введения запрета швейцарская Nestlé и американская Mondelēz International будут продолжать поставлять продукцию со своих российских фабрик, заявили РБК в пресс-службах компаний.
Минус люкс
А вот кондитерские изделия премиум-класса, в случае если предложения Минсельхоза будут поддержаны, могут пропасть из российских магазинов. В Россию импортируются в основном люксовые марки, говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. По ее оценке, премиальный шоколад занимает около 15% рынка в денежном выражении. Основные поставщики — Германия, Италия, Польша, Франция и Нидерланды. Например, Mondelēz International импортирует в Россию шоколадные конфеты Cote d’Or из Бельгии и шоколад Toblerone из Швейцарии, рассказал РБК координатор по внешним коммуникациям ООО «Мон’дэлис Русь» Андрей Самодин.
Общий объем импорта кулинарной продукции премиум-класса с начала 2015 года сократился: шоколада — более чем в три раза, бисквитов — в 2,5–3 раза, говорит Никитина. Причина — в снижении покупательной способности россиян и падении курса рубля.
Запрет на ввоз кондитерской продукции может ударить в первую очередь по торговым сетям, работающим в высоком ценовой сегменте. Например, в ассортименте «Азбуки вкуса» более 50% кондитерских изделий — это импорт, в основном Европа, США почти нет, говорит представитель сети «Азбука вкуса» Андрей Голубков.
В постоянном ассортименте «Ашана» доля европейских производителей не превышает 7–8% (лишь на Новый год и 8 Марта вырастает до 10–12%), это средний и высокий ценовой сегменты, говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Под собственной торговой маркой «Ашан» импортирует около 15 позиций, включая шоколад и печенье, поэтому в случае запрета влияние будет незначительным, говорит она.
Ретейлеры считают, что заменить дорогую импортную кондитерскую продукцию будет несложно. В первую очередь за счет российского производства и стран, не подпавших под запрет, говорит менеджер по региональным коммуникациям сети «Лента» Яна Могилева.