Лента новостей
Спасатели локализовали пожар на складах в Ленинградской области Общество, 02:45 СМИ сообщили о возгорании складов в Ленинградской области Общество, 02:26 Армия Хафтара объявила о планах нового наступления на Триполи Политика, 02:14 Тонны воды вылились из бассейна в небоскребе при землетрясении в Маниле Общество, 02:08 Трамп заподозрил Джона Керри в незаконных контактах с Ираном Политика, 01:39 Беглов предложил заново обсудить создание судебного квартала в Питере Общество, 01:33 В КНДР подтвердили предстоящую встречу Ким Чен Ына с Путиным Политика, 01:13 В Минобороны назвали Турцию «достойной восхищения» из-за покупок С-400 Политика, 00:39 Медведчук назвал главное условие поддержки Зеленского Политика, 00:20 В Кувейте Матвиенко пообещали «хорошие новости» по осужденной россиянке Общество, 00:09 Эксперты назвали основные сценарии выборов в Госдуму-2021 Политика, 00:00 США пообещали $10 млн за информацию о спонсорах «Хезболлы» Политика, 22 апр, 23:49 В «Ритуале» объяснили причину возгорания на могиле певца Осина Общество, 22 апр, 23:42 Олимпийская чемпионка Ильиных опровергла уход из фигурного катания Спорт, 22 апр, 23:31
Общество ,  
0 
Число работающих на двух ставках учителей выросло в два раза
Доля учителей, которые работают на две ставки, выросла с 7% в 2015 году до 14% в 2017 году, подсчитали в РАНХиГС. Учителей не устраивает их зарплата и они вынуждены брать дополнительную нагрузку и подрабатывать, полагают эксперты
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Не одна ставка

Начиная с 2015 года количество учителей, работающих на две ставки, выросло в два раза — с 6,9​% в 2015 году до 13,8% в 2017 году, следует из аналитического обзора «Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014–2017 годы)». Доклад (есть у РБК) подготовили сотрудники Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

В 2017 году большинство учителей работали не на одну ставку — 46,2% на полторы и 13,8% на две. Количество преподавателей-совместителей растет последние два года. В 2016 году их доли были 42,9% на полторы ставки и 12,4% на две, а в 2015 — 37,9% на полторы ставки и 6,9% на две.

При этом почти половина опрошенных (46,7%) сообщили, что имеют и другую работу помимо преподавательской. Чаще всего (56,3%) подрабатывают учителя в региональных столицах, в селах дополнительная подработка есть у 37,6% учителей.

Возможно два объяснения для такого роста числа преподавателей, работающих на несколько ставок, полагает автор доклада, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. «Либо им стало не хватать денег, либо раньше они старались так откровенно об этом не говорить», — указывает она.

РБК направил запрос в Министерство образования и науки с просьбой пояснить причины увеличения количества совместителей.

Для подготовки доклада эксперты РАНХиГС опросили 900 учителей — по 300 из сел и деревень, из небольших городов и из региональных столиц, рассказали РБК в академии. Респонденты живут в Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, указано в исследовании.

Доходы учителей

О росте своих доходов в 2017 году сообщили 31,4% опрошенных учителей, что больше, чем в предыдущем году, почти на 10%. По итогам 2016 года о росте доходов сообщили только 22,1% учителей.

В мониторинге РАНХиГС отражены успехи регионов по повышению заработной платы учителей, но экономическая ситуация сильно повлияла на результаты этих стараний, замечает директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

«Если говорить о формальной стороне дела, то с указами президента [повысить зарплату учителей до 100% от средней по региону и держать ее на этом уровне до 2018 года] регионы все-таки справились. Но текущая заработная плата учителей отстает от их ожиданий», — отметила она. В предыдущем докладе о школах РАНХиГС, который вышел в марте, недовольство свой зарплатой выразили почти 60% учителей. Также в марте Минобрнауки предложило повысить зарплату учителям в 1,5 раза.

Большая нагрузка

​Почти три четверти учителей (74,3%) пожаловались на растущую нагрузку в школе. При этом в прошлом году на рост нагрузки жаловалось еще больше преподавателей — ​80,9%, указывают авторы исследования. В РАНХиГС предполагают, что снижение их доли можно интерпретировать как адаптацию учителей к изменившимся условиям работы.

Оценка сложности работы зависит от возраста опрашиваемых учителей, заметили эксперты. Только 59,7% молодых учителей (до 35 лет) говорят о растущей сложности. Среди педагогов 46–55 лет таких респондентов гораздо больше — 79,4%. В остальных возрастных группах о возросшей сложности говорят примерно 78% опрошенных.

Те из учителей, кто заметил растущую нагрузку в школе, главной причиной назвали рост объема отчетности и организационной работы. Такого мнения придерживаются 84% респондентов из пожаловавшихся на рост нагрузки. Среди других причин были названы система оценки образовательных достижений (в том числе государственная итоговая аттестация в 9 и 11 классах), проблемы отношения учителей и родителей учащихся. По сравнению с прошлым годом особенно заметно увеличение числа учителей, столкнувшихся со сложностями работы именно из-за попыток наладить отношения с родителями своих учеников (26,1% в 2016 году против 38,8% в 2017 году).

«Увеличение административной нагрузки связано со сложностями перехода от бумажных форматов к электронным — электронным дневникам и учебникам. Во многих школах сохраняется и то, и другое. Надо вести и электронный учет, и все дублировать на бумажных носителях», — указала Абанкина.