Деньги деньгам рознь
В Америке есть поговорка: «Все деньги зеленые», ее справедливость решили проверить ученые. Выяснилось, что людям не все равно, как получено вознаграждение, и они склонны меньше ценить деньги, «нажитые» аморальным способом.
Не случайно деньги, заработанные нечестно или незаконно, принято называть грязными. Если денежные знаки «нравственно испорчены» в глазах человека, он склонен считать, что они имеют меньшую ценность и даже меньшую покупательную способность. Таков вывод совместного исследования Калифорнийского и Стэнфордского университетов.
В одном из проведенных экспериментов участвовали 59 студентов колледжа, выразивших желание поучаствовать в розыгрыше 50 долл. Участники были разделены на группы — первая боролась за «аморальные» деньги, вторая — за «нейтральные» деньги.
Спонсором первого приза был назван ритейлер Walmart. При этом участникам эксперимента рассказали о факте, имевшем место в 2005 году, когда Международный форум трудовых прав обвинил Walmart в несоблюдении международных стандартов по трудовым нормам. И было высказано мнение, что призовые деньги — это часть прибыли Walmart, практиковавшего «потогонную систему» для сотрудников.
Второй группе просто сообщили, что деньги для розыгрыша были предоставлены ритейлером Target.
Далее участникам раздали лотерейные билеты и сказали, что они могут использовать любое их количество, однако, чтобы билет стал «активным», на нем нужно было написать свое имя и контактную информацию. Как и прогнозировали исследователи, боровшиеся за «аморальные» деньги заполнили меньшее количество лотерейных билетов.
Далее, чтобы оценить ценность «испорченного» денежного приза, участникам обеих групп было предложено оценить, сколько из восьми напитков или продуктов — таких как литр молока, бутылка сладкой газировки или шоколадный батончик — они могли бы приобрести на 50 долл. Те, кто был в группе Walmart, подсчитали: на ту же сумму они купят меньше пунктов — и указали, что они считали деньги грязными.
«Наша работа показывает, что мораль является важным фактором в принятии экономических решений, — рассказывает Дженнифер Стеллар, докторант в области психологии, ведущий автор исследования. — Хотя мы часто думаем, что 50 долла. — это 50 долл., результаты показывают, что, когда деньги вызывают отрицательные моральные ассоциации, их ценность уменьшается».
По словам ученых, выводы исследования помогают объяснить психологический аспект таких экономических тенденций, как социально ответственные инвестиции или бойкотирование потогонного производства товаров. Полученные результаты также отчасти проливают свет на то, почему большинство компаний стараются избежать подозрений в привлечении средств от коррумпированных инвесторов или принципиально не желают получать прибыль от незаконной или неэтичной деятельности. И дело здесь не только в боязни наказания со стороны правоохранительных органов, но и в нежелании участвовать в чем-то безнравственном.
«Люди обладают мощной мотивацией рассматривать себя как фундаментально хороших и высоконравственных, — добавляет доцент кафедры социологии Стэнфордского университета, соавтор работы Робб Уиллер. — Мы считаем, эта мотивация настолько велика, что даже может заставить людей отказываться от денег, ассоциирующихся с чем-то аморальным».