«Сланцевая революция» настигла «Газпром»
Мыльный пузырь «сланцевой революции» оказался крепче, чем предполагал Алексей Миллер. Американский газ значительно повлияет не только на реализацию трубных проектов «Газпрома» в Европе, но и на локализацию поставок сжиженного газа. При разработке новой стратегии компания примет во внимание растущие риски на европейском рынке и переориентируется на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Тем не менее опередить своих конкурентов по поставкам в эти регионы ей уже не удастся.
Совет директоров «Газпрома» во вторник рассмотрел предложения по актуализации стратегии в области СПГ. Среди основных факторов, которые повлияют на деятельность компании в ближайшие годы, в «Газпроме» обозначили возможное значительное увеличение экспортных поставок СПГ из США и Канады, отметил РБК daily источник, знакомый с материалами к совету директоров.
Если в прошлой стратегии от 2008 года наибольшее значение в поставках СПГ придавалось региону Северной Атлантики, то теперь из-за переизбытка газа на внутреннем рынке США «Газпрому» придется поменять свои планы. В Америке растет добыча газа, а цены на него падают, и местные производители уже нацелились на премиальные для «Газпрома» рынки.
Но на ключевом для «Газпрома» европейском рынке компанию уже теснят другие поставщики СПГ. В первую очередь это Катар, который планирует нарастить мощности по производству СПГ. За счет добычи нетрадиционного газа ключевым игроком на мировом рынке СПГ станет Австралия, прогнозирует монополия.
«Газпром» указывает, что в Европе ему работать все труднее: к компании применяются ограничения со стороны местных регуляторов. В стратегии указывается, что на европейском рынке происходит изменение ценообразования из-за большого влияния спотовых цен. Одновременно потребители стали заключать договоры на поставки СПГ из США с привязкой к ценовому индексу Henry Hub.
Поэтому сейчас все свои усилия по развитию СПГ «Газпром» направит на расширение поставок в страны Азии. Это Китай, Индия, Таиланд, Сингапур, Вьетнам и другие. В компании намерены ускорить реализацию новых СПГ-проектов, чтобы заключить контракты с потребителями и выйти на перспективные рынки «до основных проектов-конкурентов». Сейчас в планах у «Газпрома» три проекта по СПГ: «Владивосток-СПГ», строительство завода на Штокмановском месторождении и расширение «Сахалина-2» за счет строительства третьей очереди. Поставки в Японию с «Владивосток-СПГ» могут начаться с 2018 года.
Кроме того, «Газпром» хочет участвовать и в зарубежных проектах, в том числе по геологоразведке и добыче для «диверсификации портфеля СПГ». Это позволит компании контролировать часть объемов конкурентов. В первую очередь монополии интересны проекты на предынвестиционной и инвестиционной стадиях.
Как отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, «Газпром» уже опоздал с выходом на рынок АТР, конкуренты и тут уже заняли свои позиции. Катар и Австралия поставляют значительные объемы в этот регион: Катар ― 48,63 млрд куб. м газа (из общего экспорта в 102,6 млрд, данные 2011 года), Австралия ― 25,6 млрд куб. м (из общего объема экспорта в 25,9 млрд куб. м). «На рынок СПГ нужно было выходить раньше, а мы с этим затянули и поэтому сейчас будем догонять», ― подчеркивает г-н Полищук. Но ускориться с реализацией СПГ-проектов «Газпрому» будет сложно, так как в среднем на подготовку и строительство завода уходит около пяти лет. Основными потребителями СПГ «Газпрома» будут Япония и Южная Корея, уверен г-н Полищук.
Газовой монополии еще предстоит отстоять перспективные рынки. Экспортировать СПГ помимо «Газпрома» хотят НОВАТЭК и «Роснефть» в случае либерализации экспорта. Владимир Путин призвал главу нефтекомпании согласовать планы строительства собственного завода с другими компаниями, Минэнерго и правительством. Вопрос о либерализации рынка СПГ может быть решен до конца июня, отмечали в Минэнерго.