Лишние рабочие руки
Российские автозаводы готовятся сократить больше 4 тыс. работников. Эта цифра не окончательная: автопроизводители массово корректируют производственные программы — к концу года продажи машин могут снизиться вдвое.
Рабочие выходят на улицу
27 марта на заводе General Motors в Санкт-Петербурге пройдет пикет работников предприятия из Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), заявил РБК представитель организации. Для участия в акции заявлено 150 человек. Среди требований работников GM: выплата компенсации при сокращении в размере 18 окладов, переобучение за счет компании, а также приоритетное право найма, если завод возобновит работу в будущем.
На прошлой неделе GM объявил о прекращении до конца текущего года продаж в России марок Opel и моделей массового сегмента Chevrolet. Вдобавок автоконцерн свернет производство на своих российских заводах в Санкт-Петербурге и калининградском «Автоторе», а также заморозит проект строительства производственной площадки для выпуска Chevrolet Niva второго поколения.
Сейчас на «ДжиЭм-Авто», который прекратит работу до конца года, работают около 1,1 тыс. сотрудников, в прошлом году уже было уволено 500 человек.
На «Автоторе», где на сборке автомобилей Opel и Chevrolet работают 460 человек, производство было остановлено еще в феврале. Все работники будут сокращены 1 июня, уточнил представитель компании. Из-за ухода GM до конца года может быть заморожена половина производственных мощностей «Автотора», говорил РБК ее основной акционер Владимир Щербаков. В целом на калининградском предприятии работают порядка 2,5 тыс. человек. Связаться с профсоюзом «Автотора» не удалось.
На российском предприятии другого американского автоконцерна – Ford Sollers во Всеволожске с 16 марта не прекращается забастовка. Бастующие требуют повышения заработной платы в 2015 году на уровень инфляции, полной оплаты простоя производства и выплаты 18 окладов при сокращении. Руководство предприятия эти требования пока не удовлетворило. В то же время представитель Ford Sollers утверждает, что сокращений не планируется. В 2014 году предприятие перешло на односменный режим работы, на заводе были уволены 700 человек, сейчас там работают около 1,5 тыс. сотрудников.
Завод Nissan в Петербурге, где работают более 2 тыс. человек, планирует сократить 357 работников, писали «Ведомости» в середине февраля. Представитель компании на звонки не отвечал. На других петербургских заводах — Hyundai и Toyota — сокращений и акций протеста не планируется.
Калужский безработный
В понедельник стало известно, что калужский завод Volkswagen Group Rus сократит 150 человек. На данный момент непосредственно на производстве работают 3,2 тыс., еще 1,2 тыс. сотрудников выполняют административные функции. Кроме того, Volkswagen перейдет на двухсменный рабочий график, четырехдневную рабочую неделю в мае–июле и остановится на майские праздники, сообщала компания. Число уволенных будет больше, так как некоторым работникам предложено уволиться по соглашению сторон, говорит региональный представитель МПРА Дмитрий Кожнев. Впрочем, по его словам, никаких протестных акций по поводу сокращений на Volkswagen не планируется: между руководством предприятия и профсоюзом достигнута договоренность по условиям увольнения.
Хуже дела обстоят на другом автосборочном предприятии в Калуге — «ПСМА Рус» (Peugeot, Citroen, Mitsubishi), говорит руководитель заводской ячейки МПРА Владимир Сорокин. Там после истечения срочных договоров 31 марта компанию могут покинуть 500–800 работников из 2 тыс., утверждает он. Представитель «ПСМА Рус» был недоступен для комментариев. МПРА будет добивать восстановления уволенных сотрудников в суде и проведет акцию протеста, добавил Кожнев. Представитель компании от комментариев отказался.
Еще 200 человек, или 30% персонала, сократит завод Volvo в Калуге, приостановленный в феврале на неопределенный срок.
В текущем году продажи автомобилей в России, по разным оценкам, могут сократиться на 25–55%, автопроизводители как раз сейчас корректируют производственные планы на год, так что текущие цифры планируемых сокращений не окончательны, полагает руководитель группы EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ Андрей Томышев.