К чему приведет новое снижение рейтинга России
Уже второе международное агентство – Moody’s – понизило рейтинг России до спекулятивного уровня. О возвращении к более высоким рейтингам пока лучше забыть. Но можно ли остановить их обрушение?
«Черный» сценарий
Пятничное решение агентства Moody’s о снижении кредитного рейтинга России до Ba1 в некотором смысле является контрольным выстрелом. С начала года все три глобальных рейтинговых агентства снизили суверенный рейтинг России на одну ступень, сохранив негативный прогноз. У Fitch Россия пока еще остается в инвестиционной категории, у остальных двух – S&P и Moody’s – теперь уже в спекулятивной. Последнее решение Moody’s было ожидаемым, но случилось несколько раньше рутинного пересмотра рейтингов, назначенного на апрель. Два спекулятивных рейтинга означают, что Россия теперь твердо заняла место в этой категории – со всеми вытекающими последствиями.
В комментарии агентства, сопровождавшем снижение рейтинга, говорится о нескольких факторах, повлиявших на решение. Опубликованный недавно агентством прогноз экономического развития исходит из падения ВВП России на 8,5% в 2015–2016 годах и чистого оттока капитала в $400 млрд. Такой «чернушный» сценарий дает немало поводов для критики: если не будут введены новые санкции, темпы падения ВВП, скорее всего, будут ниже, а объем оттока – ниже даже при мягком контроле за движением капитала и сохранении положительного сальдо по внешней торговле. Плавающий курс рубля уже снизил риски быстрого сгорания валютных резервов, а наполняемость бюджетов всех уровней начиная с четвертого квартала 2014 года превосходит прогнозы, и даже при частичной реализации антикризисного плана дефицит должен остаться умеренным.
Собственно говоря, основным риском для кредитного качества по факту являются возможные непредсказуемые действия властей. Но если бы это было объявлено главной причиной снижения, то обвинения в предвзятости можно было бы считать доказанными.
Текущие риски
Снижение рейтинга окончательно выводит российские бумаги из инвестиционной категории и теоретически может потребовать сокращения позиций в них у фондов, имеющих регуляторное ограничение по качеству активов. Можно ожидать дополнительного давления на рубль.
Но избавление от российских активов в основном уже произошло. Доходности российских облигаций находятся на уровне, соответствующем куда более низким уровням рейтинга. Возможности выпуска долговых бумаг российскими компаниями также ограничены не столько рейтингами, сколько санкциями.
Можно ли остановить падение рейтинга
Тем не менее санкции и снижение рейтингов выявили проблемы, о которых профессиональное сообщество говорило уже много лет. Слабость рынка внутренних заимствований не позволяет обеспечить приток необходимых средств в бюджет с внутреннего рынка. В последние недели аукционы по ОФЗ стали более успешными, но эту работу надо будет проводить быстро и в значительно более сложных условиях, чем в 2010–2013 годах.
Долговой рынок и банковская система слишком зависят от ликвидности ЦБ РФ, а зачистка банковской системы от проблемных институтов создает дополнительный слой рисков. От регулятора сейчас требуется хирургическая точность. Наконец, даже критикуя подход большой тройки, ЦБ продолжает использовать их рейтинги как основной инструмент управления рисками – например, при резком сокращении списка банков, имеющих право принимать пенсионные накопления.
Вопрос о повышении рейтингов в обозримой перспективе не стоит. Но о замедлении процесса подумать стоит – низкий уровень долга и отсутствие необходимости внешних суверенных заимствований дают пространство для маневра. Снижение геополитических рисков, естественно, является ключевым фактором в борьбе за рейтинги. Но и более жесткая бюджетная дисциплина, и налоговая стабильность, и прекращение огосударствления всего и вся могут способствовать повышению кредитного качества страны и госкомпаний.