Swatch лишила Tiffany прибыли
Голландский арбитражный суд обязал американскую ювелирную компанию Tiffany выплатить 402 млн франков швейцарскому часовому конгломерату Swatch Group. Две компании планировали совместно выпускать часы под брендом Tiffany Watch, но сотрудничество не задалось и вылилось в судебное разбирательство. Эксперты отмечают, что союз с самого начала был спорным: для Tiffany производство часов никогда не было приоритетным, тогда как Swatch не смогла обеспечить адекватную выкладку люксового продукта.
В 2007 году две компании объявили о создании СП Tiffany Watch, что тогда подавалось как историческое соглашение. Swatch вложила в проект 80 млн франков, а Tiffany — 120 млн франков. Согласно договоренности швейцарская компания должна была 20 лет производить часы под брендом Tiffany стоимостью около 3,5 тыс. долл. за хронометр. Продукция продавалась бы как в бутиках Tiffany, так и в магазинах Swatch.
Swatch выпускает часы под брендами Breguet, Omega и Tissot, а сотрудничество с Tiffany было призвано закрыть пустующую нишу в ее линейке — люксовые ювелирные часы. В свою очередь, Tiffany получала возможность развивать перспективное направление. «Для Tiffany это было бы огромной возможностью. Если посмотреть на продажи часов Chopard или Cartier, то становится ясно — это большой куш. Это не ювелирный бизнес, но часы от ювелирного бренда», — говорил гендиректор Swatch Николас Хайек.
Однако, несмотря на неплохие перспективы, многообещающее сотрудничество не задалось. Согласно плану СП должно было выйти на выручку в 300—400 млн франков, что соответствовало уровню часового подразделения итальянского ювелирного дома Bulgari (с 2011 года принадлежит LVMH). «В итоге продажи часов Tiffany составили всего 20 млн франков», — отметил Brand Repuplic аналитик Bank Vontobel Рене Вебер.
Слабые финансовые результаты обернулись взаимными судебными претензиями. 23 декабря 2011 года Swatch обвинила ювелирную компанию в систематическом блокировании совместного бизнеса. В частности, швейцарцам не понравилось, что Tiffany не торопится выкладывать совместную продукцию в витринах своих бутиков. В качестве компенсации Swatch потребовала до 3,8 млрд франков. 9 марта 2012 года встречный иск подала уже Tiffany, которая отмечала, что Swatch не смогла обеспечить нормальную дистрибуцию. Ювелирная компания полагала, что часам с ее именем не место в обычных корнерах Swatch. Сумма претензий Tiffany была намного меньше — до 540 млн франков.
В итоге суд частично согласился со Swatch, обязав Tiffany помимо штрафа в размере 402 млн франков (449 млн долл.) оплатить еще судебные издержки в 9 млн долл. «Мы шокированы и разочарованы решением арбитража», — сказал гендиректор Tiffany Майкл Ковальски. Его чувства можно понять — сумма штрафа превышает прибыль компании за прошлый год (416 млн долл.). Американская компания уже заявила, что решение отразится на доходах в четвертом квартале и, возможно, приведет к сокращению дохода на акцию на 2,35 долл. До этого компания дважды повышала прогноз на фоне роста продаж во всех ключевых регионах до 3,65—3,75 долл. на акцию.
Примечательно, что после неудачи с Tiffany швейцарская Swatch больше не рисковала создавать новые СП с ювелирными домами. Вместо этого в январе 2013 года она купила за 1 млрд долл. американского производителя ювелирных изделий Harry Winston (пока вклад нового бренда в общий уровень продаж группы не раскрывается).