Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Время сеять

Фото: PhotoXPress.RU
Фото: PhotoXPress.RU

95% инвестиций в российские IT-компании на ранних стадиях за последние пять лет будут неэффективными. К такому выводу пришли эксперты RusBase в своих отчетах «Посевные инвестиции в России» и «Инкубаторы и стартапы в России — мезальянс знаний и денег». Они проанализировали 500 сделок, совершенных в России за 2010—2012 годы. РБК daily выделила главные проблемы россий­ского венчурного рынка, зафиксированные в исследовании.

Большинство инвесторов сегодня берут пример с нескольких крупных игроков на рынке венчурного капитала, уже добившихся высокой возвратности вложений. Новички не обладают таким же высоким качеством экспертизы и объемом ресурсов, поэтому не могут получить столь же высокую доходность инвестиций. Усиливает негативный тренд и то, что хотя венчурный рынок растет (согласно Dow Jones Venture Source, в 2012 году он опередил все рынки Европы по темпам роста и достиг 236,55  млн евро), пока он несопоставим с другими, уже сформировавшимися отраслями российской экономики и потому не привлекает большого внимания инвесторов реального сектора. Впрочем, то, что бизнесмены считают венчурные проекты не слишком привлекательными для инвестиций, — лишь одна из проблем. 

Проблема: Сложность ведения инновационного бизнеса в России

«Ведение инновационного бизнеса в России является на сегодняшней день крайне дорогой и невыгодной деятельностью, поэтому российским стартапам гораздо проще открывать свои компании за рубежом и общаться с западными инвесторами», — говорится в отчете. По мнению аналитиков, в 2012 году средняя сумма затрат, необходимых компании от старта бизнеса до начала операционной деятельности, составила около 40 млн руб. для интернет-стартапов и 60—100 млн руб. для бизнесов в других инновационных отраслях.

Однако эксперты считают, что дороговизна запуска бизнеса в России связана скорее с неумением основателей разумно тратить деньги на старте. Александр Туркот, управляющий партнер фонда Maxfield Capital, считает, что понятие «запуск стартапа» можно трактовать слишком широко. «Создать компанию и публично доступную версию продукта интернет-стартап может и должен за значительно меньшие деньги, — уверен он. — Если же говорить о полномасштабном запуске, включая маркетинг и продажи, то все зависит от фокуса и бизнес-модели проекта. Средневзвешенные показатели здесь так же бессмысленны, как средняя температура по больнице».

Проблема: Неготовность российских инвесторов вкладываться на стадии идеи или прототипа

Российские инвесторы пока опасаются входить в компании на самых ранних стадиях. «Проблема российской инновационной экосистемы в том, что на ранних стадиях, то есть в основании пирамиды, проектов явно недостаточно, что из-за отсутствия здорового отсева приводит к снижению их качества по мере прохода на следующие уровни», — говорится в исследовании. Инвесторы в России чаще всего поддерживают компании, которые уже прошли точку безубыточности и ищут деньги на масштабирование бизнеса. Риски при таких вложениях минимальны, и инвесторы могут рассчитывать на высокую доходность. Также российские венчурные фонды и бизнес-ангелы заинтересованы в быстрой продаже стартапа вместе с командой корпоративному игроку. Но стоимость компании в России существенно занижается (обычно бизнес оценивается в 10—30 млн руб.), хотя на Западе стартапы, поглощаемые только ради новой идеи или перспективной команды, оцениваются в сумму 160—800 млн руб.

Эдуард Шендерович, управляющий директор венчурного фонда Kite Ventures, рассказал РБК daily, что активность инвесторов на посевных стадиях низка не только в России, но и в других странах, где нет «рынка покупателя» подобных компаний, например во Франции или Италии. «Финансировать компании, которые не только не понимают, как будут зарабатывать, но и не знают, каким именно будет их продукт, крайне рискованное дело, — считает инвестор. — На более развитых рынках (скажем, в США и Германии) деньги получают не столько сами seed-компании, сколько их основатели — чаще всего если у них уже есть истории успеха. Им верят их коллеги, друзья, просто люди из индустрии. В России же серийных предпринимателей, которые могли бы рассчитывать на такое доверие, пока мало». 

Проблема: Неэффективная грантовая поддержка стартапов на предпосевной стадии 

С 2010 по 2012 год более 60 российских стартапов получили около 20 млн долл. от инфраструктурных и некоммерческих организаций, подсчитали аналитики RusBase. При этом размер гранта для технологической компании в России — в среднем 320 тыс. долл. Авторы исследования считают, что поддержки добиваются почти все команды, подавшие заявки. Отсутствие отбора эксперты связывают с тем, что в конкурсе принимают участие немного команд, многие стартапы просто не знают о возможности получить грант. Жюри нередко вынуждено финансировать проекты низкого качества. В результате команды, освоившие науку «грантопривлечения», становятся победителями все новых конкурсов от разных организаций.

Инвесторы все же считают рост объемов грантового финансирования положительной тенденцией. «Любое привлечение денег в компанию — уже успех для стартапа, — говорит Александра Рассказова, представитель венчурного фонда EVentures Russia. — Гранты позволяют основателям бизнеса прийти к инвестору не с пустыми руками, а с уже работающим прототипом. К тому же инвестор всегда может оценить, насколько эффективно были потрачены гранты, и прогнозировать, будут ли предприниматели так же ответственны по отношению к деньгам фонда». 

Проблема: Агрессивная политика инвесторов при поддержке компаний на посевной стадии 

Инвесторы, входящие в компании на «посевной» стадии (когда у стартапа уже есть прототип, созданный на грантовое финансирование или деньги «семьи-друзей-дураков»), предпочитают забирать от 30 до 80% бизнеса. Это снижает мотивацию предпринимателей. При этом «ранние» инвесторы вкладывают в стартапы в среднем от 100 тыс. до 300 тыс. долл. (средний размер инвестиций с 2010 по 2012 год снизился вдвое — с 400 тыс. до 200 тыс. долл.) — этих денег хватает лишь на год работы. 

При этом фонды и бизнес-ангелы рассчитывают на успешное привлечение инвесторов на следующей стадии, но находят партнера не так быстро, как планировалось. Из-за того что инвесторы нередко забирают большую долю компании и оказывают менторские консультации или, например, предоставляют портфельному проекту офисные помещения и доступ к клиентской базе, снижается степень заслуги самих основателей в успешном развитии проекта. Это негативно влияет на оценку компании. 

Инвесторы же считают, что проблема отсутствия «промежуточного шага» возникает из-за низкого качества компетенций основателей стартапа. «За последние два года мы действительно снизили минимальный размер инвестиций в компании с 300 тыс. долл. (нередко даже больше) до 150 тыс. долл., — говорит Константин Синюшин, глава венчурной компании TheUntittled. — Стартапы должны быть готовы выпустить продукт, проверить спрос на него и жизнеспособность бизнес-модели за меньшие деньги, чем раньше. Если же стартап не «взлетает» на деньги инвестора в обозначенный им срок и встает вопрос привлечения дополнительных инвестиций — это свидетельствует, в первую очередь, о недостаточном уровне знаний и мотивации проектной команды».

Проблема: Отсутствие инвестиций ранней стадии «за МКАД»

Исследователи подсчитали, что до 80% всех «посевных» инвестиций за два последние года сделали москов­ские фонды и бизнес-ангелы. Вторым по активности инвесторов стал Северо-Западный регион (10% сделок — в Санкт-Петербурге). При этом эксперты отмечают высокий коммерческий потенциал разработок в сфере промышленных технологий на Урале и в регионах Сибири. Также велики перспективы стартапов в 12 городах-миллионниках (в них — 9,5% сделок). 

Эксперты RusBase считают, что инвесторы придут в регионы, как только смогут быть уверены в высоком качестве проектов. Этому может способствовать консультативная поддержка инкубаторов и акселераторов, которые сегодня мало занимаются «воспитанием» проектов, а только предоставляют возможность недорого снять офис.

Дмитрий Гальперин, директор по инвестициям Runa Capital, уверен, что инвесторам стоит внимательнее присмотреться к компаниям из Новосибирска, Томска и Красноярска, где есть традиционно сильные технические школы. «Российским технологическим компаниям уже сейчас не хватает квалифицированных специалистов в Москве, — говорит Дмитрий Гальперин. — Компании открывают филиалы в регионах, приносят туда свою экспертизу, это создает почву для появления привлекательных для инвестиций проектов».

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 16:08
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 16:08
Россияне стали чаще совершать «покупки для удовольствия» Радио, 16:29
Госдума отклонила проект о повышении штрафов за нарушения в сфере ЖКХ Недвижимость, 16:24
Медведев назвал число набранных за 2025 год контрактников Политика, 16:23
«Балтика» выкупила вратаря, забившего победный пенальти ЦСКА Спорт, 16:23
Суд арестовал экс-мэра Иваново Общество, 16:19
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Глава «АвтоВАЗа» обвинил китайских автопроизводителей в демпинге Бизнес, 16:16
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Какие возможности девелоперы видят в инфраструктурных инвестициях Москвы Отрасли, 16:16
Умерла автор серии романов «Шопоголик» Софи Кинселла Общество, 16:11
Опрошенные ЦБ аналитики улучшили прогноз по силе рубля на ближайший год Инвестиции, 16:10
Гонку Кубка России по биатлону перенесли из-за аварии на электросети Спорт, 16:08
Мишустин поручил подготовить предложения по улучшению демографии в России Общество, 16:04
Эксперты оценили снижение цен на аренду жилья в мегаполисах России Недвижимость, 16:02
Дума отклонила проект о денежной компенсации многодетным за участок земли Недвижимость, 16:01