«Красная принцесса»
Когда китаянка Ван Яньнань в 1993 году основала China Guardian Auctions Company, она и не мечтала, что ее компания станет четвертым по величине аукционным домом мира. В последние годы торги китайскими произведениями искусства приобрели такую большую популярность, что China Guardian в этом сегменте уже составляет серьезную конкуренцию таким известным гигантам, как Sotheby’s и Christie’s.
Ван Яньнань родилась в семье партийного руководителя Чжао Цзыяна, близкого соратника архитектора китайских реформ Дэн Сяопина. Чжао Цзыян в 1980—1987 годах занимал пост премьера правительства, а в 1987 году стал генеральным секретарем ЦК КПК. Его до сих пор считают самым либеральным лидером КНР. В 1989 году он выступил против вооруженного подавления студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь, за что был снят с должности и до конца жизни помещен под домашний арест.
Ван Яньнань окончила школу в начале 1970-х годов в провинции Гуандун, а затем изучала управление гостиничным бизнесом на Гавайях. Вернулась в Китай, вышла замуж и взяла фамилию мужа. В начале 1990-х г-жа Ван работала в гостиничном бизнесе, став заместителем управляющего Great Wall Sheraton Hotel в Пекине, но вскоре решилась на смелый проект. Она помнила, как уникальные произведения искусства уничтожались во время «культурной революции» в Китае. Зачастую от них избавлялись сами хозяева, которые опасались, что наличие старинных вещей привлечет к ним внимание хунвейбинов — солдат революции, беспощадно уничтожавших буржуазию. В детстве Яньнань учили, что произведения искусства «несут лишь одни неприятности». Однако она поняла, что в условиях зарождающихся в Китае рыночных отношений это источник огромной прибыли.
В 1993 году г-жа Ван стала одним из основателей первого в стране аукционного дома China Guardian. «В Китае ни у кого не было опыта, — вспоминала она. — Мы едва знали, что собой представляют Sotheby’s и Christie’s». Сейчас г-жа Ван, которую западная пресса нередко называет «красной принцессой», является директором и президентом четвертого по величине аукционного дома мира, который помимо материкового Китая имеет офисы в Гонконге, на Тайване, в Японии и Северной Америке.
Пик выручки China Guardian пришелся на 2011 год — 11,2 млрд юаней (около 1,7 млрд долл.). Тогда аукционный дом провел первые торги за пределами материкового Китая — в Гонконге, выручив более 60 млн долл. Самым дорогим лотом стала каллиграфия императора Сун Лицзуна (XIII век), которая была продана за 5,4 млн долл. «Мы ожидали, что наши коллекционеры последуют за нами. Мы рассчитываем на международную экспансию. Мы думали о ней на протяжении долгого времени. Условия сейчас подходящие, мы созрели для этого», — сказала тогда г-жа Ван. По мнению аналитиков, в ближайшие годы China Guardian, как и еще один более молодой китайский аукционный дом Beijing Poly International, может составить серьезную конкуренцию в Гонконге Sotheby’s и Christie’s.
В 2012 году продажи China Guardian, правда, упали вдвое на фоне замедления экономики КНР. Однако интерес к китайскому искусству, в первую очередь к картинам, каллиграфии, керамике, продолжает расти во всем мире. Доля китайских произведений искусства на мировых аукционах достигает 40%. Значительную часть покупателей на аукционах составляют проживающие за рубежом богатые китайцы, а они больше всего доверяют аукционным домам под управлением соотечественников, так как те лучше понимают значение традиций и культуры Поднебесной. «Аукционы привлекают внимание людей, но аукционы — всего лишь маленькая часть большой картины», — говорит г-жа Ван. Она уверена, что китайские и западные бизнесмены привыкли вести дела по-разному.
Г-жу Ван отличает спокойное и взвешенное поведение, отмечает китайская газета Want Daily. «Красная принцесса» всегда говорит, что является лишь брокером для своих клиентов. Конкуренты же часто с завистью говорят о ее «дурацкой удаче», которая помогает ей находить новых коллекционеров.
Успех своего аукционного дома г-жа Ван объясняет в первую очередь правильно выбранным временем появления. В последние двадцать лет китайское общество стремительно богатело, многие молодые миллионеры, особенно в конце 1990-х годов, не знали, куда девать деньги. На аукционы в Пекине теперь приходится почти треть всей мировой выручки от торговли произведениями искусства, согласно данным Art Price. Вторым важным фактором, по словам главы China Guardian, является многовековая культура Поднебесной, интерес к которой растет во всем мире. «Нам просто посчастливилось встретиться в нужное время и предпринять правильные шаги для дальнейшего развития Китая», — отметила в интервью Want Daily г-жа Ван.