Лесной патруль
Основатель проекта Maraquia Александр Платонов создал сервис, который позволяет компаниям посадить лес в любой точке Земли за три клика, а национальным паркам и заповедникам не делиться прибылью с посредниками. За полгода работы Maraquia высадила 17,5 тыс. деревьев. Эксперты считают, что сервис станет инструментом экопиара для брендов по всему миру.
Александр Платонов показывает карту мира, на которой отмечены точки, где исчезают леса. Его команда решает задачу, которая больше под силу Партии «зеленых», чем стартапу, — она борется с проблемой сокращения лесных площадей на планете.
В последний год своего обучения в Middle East Technical University в Анкаре Александр Платонов слушал курс о социальной ответственности бизнеса и для себя отметил, что многие корпорации тратят серьезные деньги на восстановление леса. Вернувшись в Россию, стал следить за экоактивностью международных брендов. По подсчетам ООН, по инициативе международных корпораций на планете ежегодно высаживается более 2,5 млрд деревьев.
По статистике, на поиск территории и посадку леса уходит обычно более года, поскольку в процессе участвуют посредники. Александр решил облегчить жизнь компаниям и создал сервис, который позволяет посадить дерево в любой точке мире, не выходя из офиса. Для этого нужно всего лишь создать аккаунт на сайте Maraquia и заплатить сервису процент за стыковку с лесничеством, которое выполнит заказ. Лесничества, в свою очередь, получают возможность сажать деревья, не делясь прибылью с большим количеством контрагентов.
Каждой из стран и компаний Maraquia присваивает индекс активности по восстановлению лесов, методику его расчета разработали для сервиса ученые РАН, Yale University и Harvard Forest. Индекс учитывает не только возраст и вид посаженного дерева, плодородность почвы, но и регион произрастания.
Сайт запустился в бета-версии в начале 2012 года. Спустя несколько месяцев к проекту в качестве бизнес-ангелов присоединились управляющие партнеры венчурного фонда Bright Capital Борис Рябов и Михаил Чучкевич, а также Михаил Кокорич, бывший владелец сети магазинов «Техносила», а сегодня — основатель частной космической корпорации Dauria Aerospace.
Получив от инвесторов несколько миллионов долларов, команда Maraquia стала налаживать контакт с лесничествами по всему миру. «Мы обращались к руководителям охраняемых природных объектов напрямую, многие быстро шли на контакт, так как они устали от медлительности субподрядчиков для экобрендов», — поясняет г‑н Платонов. За полгода сервис собрал около ста площадок для посадки леса в России, США и Канаде. В апреле этого года команда побывала в Кремниевой долине и получила одобрение от Альберта Гора, лауреата Нобелевской премии и бывшего вице-президент США, который пригласил Александра Платонова в свою организацию по борьбе с глобальными изменениями климата Climate Reality Project.
В течение осеннего сезона Maraquia планирует реализовать несколько заказов. На сегодняшний момент протестировать сервис успела Dauria Aerospace: Михаил Кокорич высадил через Maraquia около 5 тыс. сибирских елей в национальном парке Угры, «подарив» их сотрудникам и партнерам компании. Bright Capital с помощью Maraquia посадил более 4,5 тыс. берез и сосен в «Орловском Полесье».
По словам г-на Платонова, до конца года через сервис пройдет еще несколько заказов, в сентябре стартап заключил договоры с компаниями Esta Сonstructions и Laider Holding на посадку 8 тыс. деревьев. Для привлечения клиентов в этом году Maraquia начнет работу с одним-двумя российскими PR-агентствами, которые смогут предложить своим клиентам экопиар через новый сервис.
«Пока мы нацелены именно на наращивание базы и работаем на гибких условиях», — поясняет основатель стартапа. В будущем Maraquia сможет зарабатывать за счет дополнительных сервисов и части спонсорских средств. Для самих лесничих участие в проекте будет полностью бесплатным.
Компании, решившие найти лесничества через Maraquia, также смогут следить за ростом леса через интерфейс для загрузки фото деревьев и через систему общения заказчика и исполнителя. Предприниматель надеется, что в скором времени сервис позволит компаниям наблюдать за своими лесопосадками через космическую съемку Dauria Aerospace. Впрочем, владелец космической корпорации Михаил Кокорич предполагает, что компания Платонова вряд ли станет крупным заказчиком снимков, сделанных Dauria, так как объем заказов Maraquia составит всего лишь несколько сотен долларов в год.
Параллельно с доработкой модели на рынке b2b стартап запускает мобильное приложение для тех, кто хотел бы посадить дерево на собственные деньги. Лесничества возьмутся за индивидуальные заказы, высаживая растения на специально выделенной территории. Работать с частными клиентами Maraquia рассчитывает начать к ноябрю. По подсчетам инвестора Михаила Чучкевича, частные заказы и инициативы малого и среднего бизнеса в среднем будут ориентированы на посадку до 5 тыс. деревьев на территории 1—2 га (в этом секторе сумма заказа будет варьироваться от 9 тыс. до 30 тыс. долл.). Крупные корпорации смогут сажать леса площадью более 200 га — до 1 млн деревьев. Инвестор считает, что капитализация компании в течение пяти лет может пройти отметку 1 млрд долл. В ближайшие три года Maraquia планирует захватить не менее 80% всего рынка волонтерских лесопосадок. В глобальной перспективе создатели проекта предложат защитникам природы сервисы, не связанные с лесами. «Например, человек сможет оплатить установку в заповедниках дополнительных кормушек для зубров и закупку тепловизоров для егерей, которые смогут более тщательно следить за браконьерами», — говорит Михаил Чучкевич.
Прямых аналогов у Maraquia нет. Канадский сайт-справочник Tree-planter.com объединяет всех, кто участвует в восстановлении леса и рассказывает о возможностях сотрудничества с лесничими. В России по подобной схеме спонсоринга работает стартап BrandsEvents, который помогает организаторам мероприятий найти спонсоров в режиме онлайн. Андрей Фазлыев, лидер BrandsEvents, считает Maraquia своими непрямыми конкурентами. «Maraquia работает с отделами корпоративной социальной ответственности, а мы с маркетологами, PR и бренд-менеджерами», — говорит г-н Фазлыев. Активность брендов в сфере экологии действительно очень высока. Непонятно только, как Maraquia будет гарантировать корпорациям PR-эффект. Пока непонятно, как бренд, посадивший лес, будет получать широкое освещение своей деятельности».
Николай Студеникин, управляющий партнер коммуникационного агентства Priroda
В России существуют некоммерческие организации, которые помогают организовать пиар, связанный с восстановлением деревьев, в частности, фонд «Русский углерод» и Международный институт леса в Москве. Проблемой для стартапа может оказаться то, что локальные бренды часто предпочитают сажать деревья в своем регионе в городском парке или на территории охраняемых зон в своей области. Как местный производитель сможет рассказать аудитории своего региона о лесе, посаженном в США? Это большой вопрос.
Надежда Твердая, руководитель общественного экологического проекта «Спаси дерево»
Сервис, который предоставляет технические возможности экологически ответственным компаниям напрямую найти нуждающиеся в восстановлении лесничества, действительно полезен. Думаю, это могло бы стать эффективным инструментом для решения и проблем лесничеств, и корпоративной ответственности компаний. Вопрос в том, готовы ли компании восстанавливать леса. К сожалению, сейчас посадка деревьев — не популярная тема у российских бренд-менеджеров. На глобальном рынке я как раз такой ресурс вижу, в цивилизованном мире уже давно вопросам ответственного отношения к окружающему миру уделяется много внимания. В России все только начинается.
Александр Перов, заместитель генерального директора по маркетингу и стратегическому развитию ГК «Мосэлектро»
Проект Maraquia, на мой взгляд, сервис для ленивых, для тех, у кого есть бюджет на экологию, но кто не хочет организовывать для этого специальные мероприятия. Проект больше подойдет не для бизнеса, а для увлеченных частников, кому понравится эта идея. Я бы как маркетолог предпочел сделать из посадки деревьев интересный event, который поможет в продвижении компании. Если компания решила принять участие в посадке деревьев, то актуальнее делать это в городе — леса сажают огромными площадями и зачастую специальной техникой, а в городском парке даже несколько десятков деревьев имеют вес.