Побег из гаража
Глава винодельческого хозяйства «Семигорье» Геннадий Опарин рассчитывает стать первым российским гаражистом, кто сможет получить лицензию, дающую законное право торговать своим вином. При этом он не сомневается, что его примеру последуют и другие представители «малого виноделия». Повод с оптимизмом смотреть в будущее у владельцев небольших хозяйств действительно есть: накануне депутат Виктор Звагельский внес в Госдуму законопроект, упрощающий правила лицензирования для производителей вина из российского винограда. Сейчас лицензии доступны только крупным хозяйствам — для фермеров это слишком дорогое удовольствие.
Комментируя свежий законопроект, внесенный Виктором Звагельским — автором большинства законодательных новелл, регулирующих отношения на алкогольном рынке, Геннадий Опарин не скрывает скепсиса: «Этот вариант не пройдет никаким образом. Согласно принятой правительством «дорожной карте», в четвертом квартале этого года будет внесен правительственный вариант, предусматривающий смягчение условий лицензирования для виноделов, делающих вино из российского винограда. Вот его и примут. А этот вариант даже читать никто не станет».
Руководитель Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, принимавший непосредственное участие в подготовке текста законопроекта, внесенного депутатом Звагельским, в свою очередь отмечает, что не все, запланированное правительством, в итоге воплощается в жизнь. «За прошедший год мы слышали много разных заявлений, озвучивалось много самых разных планов, — говорит Леонид Попович. — Правительственный законопроект пока, судя по всему, существует только в виде пункта в принятой «дорожной карте». Будет ли он подготовлен и внесен в Госдуму в обозначенные сроки — большой вопрос. Поэтому мы, как винодельческое сообщество, решили взять инициативу в свои руки и подготовили предложения, которые и легли в основу текста законопроекта».
Внесенный Виктором Звагельским законопроект призван по сути легализовать так называемое гаражное виноделие — небольшие фермерские хозяйства, которые сейчас работают фактически вне рамок закона. «Для того чтобы сейчас получить лицензию — надо потратить очень много денег, — объясняет Леонид Попович. — Чтобы компенсировать все эти затраты, винодел должен обеспечивать большой объем производства, собирая виноград минимум со 100 га. Для фермеров эти издержки критичны и неподъемны».
В результате получается довольно странная ситуация: винодел Геннадий Опарин делает вина, которые получают медали на престижных международных конкурсах, но не имеет права их продавать, так как не имеет лицензии, не фиксирует объемы в ЕГАИС и не может легально получить акцизные марки, то есть платить налоги государству. С его винами можно ознакомиться, купив экскурсию в усадьбу «Семигорье», то есть заплатить за туристическую услугу и получить вино в подарок. Такая схема работы самому г-ну Опарину не очень нравится — он хотел бы получить легальный статус, производить и продавать вино в открытую, не прибегая к абсурдной маскировке.
Если законопроект Виктора Звагельского будет принят Госдумой, российские фермеры смогут стать законными участниками винного рынка. «Самая революционная вещь, содержащаяся в законопроекте, это то, что процесс производства вина выводится за рамки лицензирования, — рассказывает Леонид Попович. — То есть до того момента, пока винодел не решит свое вино продавать, государство его не трогает. Это означает, что не будет ставиться никаких счетчиков, не будет каких-то проверок Росалкоголя в разгар уборки винограда и т.д. А вот когда винодел решит свое вино продать и ему потребуются марки — он их получит исходя из объема задекларированного винограда. Здесь расчет простой: из 1 кг винограда получается одна бутылка вина 0,75 л — сколько винограда задекларировал, столько марок и получил».
Геннадий Опарин не сомневается, что упрощение лицензирования производства вина вызовет бум в винодельческих регионах страны. «Я первый побегу получать лицензию и всех членов ассоциации гаражистов за собой приведу, — говорит Геннадий Опарин. — Сейчас в нашу ассоциацию входят 75 членов, но если нам дадут возможность выйти из тени, количество фермеров-виноделов вырастет в десятки раз. Бизнесмены начнут покупать виноградники, а не вкладывать деньги в строительство какой-нибудь очередной гостиницы на побережье».
По словам г-на Опарина, для продвижения своих вин гаражисты создадут кооператив, который будет формировать широкий портфель и обеспечивать поставки в регионы. «А там и посредники найдутся, — не сомневается винодел. — Будет схема работы наподобие кооператива LavkaLavka, который зарабатывает, обеспечивая сбыт продуктов для фермерских хозяйств, и показывает эффективность подобной схемы работы».