Недолив в бюджет
В этом году впервые с начала 2000-х государство недосчитается «алкогольных» денег. Как следует из данных ФНС, в первой половине 2015 года в бюджет поступило на 22 млрд руб. меньше акцизных выплат, чем годом ранее.
Доходы падают
Несмотря на то что с 2012 года производство спиртных напитков, включая пиво, в России неизменно падало, доходы бюджета от уплаты алкогольных акцизов ежегодно росли (см. графику). Выпадение объемов, с которых уплачивается акцизный сбор, компенсировалось ростом ставки акциза.
К примеру, в 2014 году ставка акциза на производство крепкого алкоголя выросла на 25%, до 500 руб. за 1 л чистого спирта в конечном продукте (100 руб. за бутылку водки объемом 0,5 л). Результатом стало повышение цен и падение производства водки на 22,3%, до 66,6 млн дал. Тем не менее рост ставки смог нивелировать рекордное падение рынка. Доходы бюджета от «водочных» денег по итогам года все равно выросли на 7,4%, до 143,2 млрд руб.
В 2015 году правительство решило не повышать алкогольные акцизы, заморозив ставки до 2017 года. Такое решение Минфин объяснил необходимостью сократить разрыв в стоимости алкогольной продукции в России и других странах Таможенного союза. К началу 2015 года разница в розничной стоимости водки и других алкогольных напитков в странах ЕврАзЭс достигла двукратного значения. Это привело к росту нелегального импорта дешевой водки из Белоруссии и Казахстана в Россию. По данным заместителя председателя комитета Госдумы по экономполитике и предпринимательству Виктора Звагельского, доля казахской водки в структуре продаж в некоторых приграничных областях достигла 67%.
Но заморозка акцизных ставок привела к сокращению поступления средств в бюджет. Как следует из информации на официальном сайте ФНС, за первое полугодие 2015 года государство получило от производителей и импортеров алкоголя 132,7 млрд руб. Это на 14% меньше, чем за тот же период 2014 года (154,5 млрд руб.).
Особенно заметно сократились поступления от импорта алкоголя — на 42,1%, до 8,8 млрд руб. (годом ранее импортеры принесли в бюджет более 15 млрд руб.). По данным Федеральной таможенной службы, импорт водки в первом полугодии 2015 года в Россию сократился более чем в три раза (до 5,1 млн л), вина — на 38,5% (до 68 млн л), рома, виски и джина — на 37,3% (до 12,6 млн л). Импортеры объясняют снижение ростом рублевых цен на продукцию из-за девальвации и последующим падением продаж.
Доходы бюджета от акцизных отчислений российских производителей алкоголя также снизились — на 11,1%, до 123,8 млрд руб. По данным Росстата, производство водки в стране в первом полугодии 2015 года выросло на 4,8% (до 27,5 млн дал), а коньяка — на 10,5%, до 3,1 млн дал. Но это не помогло сохранить поступления в бюджет. Сборы от производства крепкого алкоголя (свыше 9% содержания спирта) упали на 11,3% (до 57,5 млрд руб.), от производства пива — на 9,3% (до 60,7 млрд руб.). Больше денег стали приносить отечественные виноделы, но их доля в общем вкладе производителей алкоголя в бюджет невелика — около 3%. За шесть месяцев 2015 года виноделы заплатили в бюджет 3,7 млрд руб. (на 7,6% больше, чем годом ранее).
Производители и регулятор против Минфина
«Алкогольных акцизов по итогам 2015 года будет собрано с российской и импортной продукции менее 300 млрд руб., падение к 2014 году составит 7–9%», — прогнозирует директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. По мнению эксперта, и с пива, и с крепкого алкоголя государство до конца года не доберет по 10% к прошлогодним показателям. «Кризис усугубляет ситуацию на рынке — платежеспособность населения в 2015 году резко упала, и даже пресловутое снижение минимальной розничной цены на водку до 185 руб. не дало позитивного эффекта с точки зрения «обеления» водочного рынка и возвращения денег из нелегального сектора в бюджет», — отмечает он.
Пресс-служба Министерства финансов отказалась дать прогноз по сбору алкогольных акцизов в 2015 году, вероятность снижения поступлений ведомство также не комментирует. Но планов по пересмотру акцизной политики в связи с падением доходов от производства и импорта алкогольной продукции «в настоящее время нет», заявил представитель Минфина.
В подготовленных министерством, но еще не утвержденных правительством «Основных направлениях бюджетной политики на 2016–2018 годы» запланировано, что после окончания в 2017 году «акцизной заморозки» ставка акциза будет расти на уровень предполагаемой инфляции — на 4,6% в 2017 году и на 5% в 2018-м. По прогнозу Минфина, за счет индексации в 2018 году поступления от акцизов в бюджет увеличатся на 29,7 млрд руб., говорится в документе.
Планы по дальнейшему увеличению акцизов на крепкий алкоголь не поддерживает регулятор — Росалкогольрегулирование (РАР). В докладе по итогам деятельности ведомства в 2014-м и первой половине 2015 года (есть в распоряжении РБК) подчеркивается, что предложенное Минфином повышение в 2017–2018 годах акциза на водку не приведет к росту доходов бюджета. Крупные водочные производители и вовсе настаивают на радикальном снижении акцизной ставки, аргументируя свою позицию невозможностью конкурировать с нелегальными производителями при высокой налоговой нагрузке.
«Я считаю, что поднимать ставку водочного акциза — нерациональный путь, — говорит вице-президент компании Roust (бренды «Русский стандарт», «Зеленая марка» и др.) Игорь Косарев. — Даже Минфин не оспаривает того, что объем нелегального рынка крепкого алкоголя огромен». В этой ситуации государству следует принять меры, чтобы увеличить собираемость налогов с той части рынка, которая сейчас находится в тени, а не «придушивать легальных производителей, которым сейчас приходится непросто», считает он.
При участии Яны Милюковой