$1,9 млрд на цирке
Канадец Ги Лалиберте заработал состояние в $1,9 млрд, построив знаменитый на весь мир Cirque du Soleil. В апреле 2015 года он продал 90% компании за $1,5 млрд, а сам решил сосредоточиться на своих детях и благотворительности.
В апреле Cirque du Soleil — один из самых знаменитых в мире операторов театрализованных цирковых представлений — объявил о переходе под контроль новых владельцев: американской инвестиционной компании TPG (ей теперь принадлежит 60%), китайской Fosun International (20%) и канадского пенсионного фонда Caisse de dépôt et placement du Québec (10%). По сообщениям СМИ, сделка стоит около $1,5 млрд (официально сумма не раскрывается). У основателя «Цирка Солнца» (так переводится с французского Cirque du Soleil) — 55-летнего эксцентричного канадца-миллиардера Ги Лалиберте (занимает 21-ю строчку в списке самых богатых людей Канады) останется 10% компании.
Искатель приключений
Ги Лалиберте было 18 лет, когда он отправился путешествовать по Европе, став бродячим артистом. Там он зарабатывал тем, что играл на аккордеоне традиционную канадскую музыку на улицах, и однажды из-за отсутствия денег был вынужден ночевать на скамейке в лондонском Гайд-парке. За год своих странствий по Европе он также научился жонглировать, глотать огонь и ходить на ходулях.
По возвращении в Канаду он присоединился к труппе акробатов на ходулях Les Echassiers в Бэ-Сен-Поле (городок рядом с Квебеком), где познакомился с ее основателем Жилем Сент-Круа. В 1982 году они вместе начнут делать карнавал циркового искусства La Fête Foraine. Два года спустя Лалиберте «выбьет» у властей провинции Квебек $1,3 млн на проведение праздничных мероприятий к 450-летию открытия Канады. Так родился Cirque du Soleil. Сама труппа на тот момент тренировалась в арендованном спортивном зале, а Лалиберте было всего 24 года.
В 1987 году Cirque du Soleil пригласили на открытие фестиваля искусств в Лос-Анджелесе. «Я поставил на этот вечер все, что у нас было», — вспоминал предприниматель то первое американское выступление в интервью New York Times в 2011 году. На поездку в Лос-Анджелес «скидывалась» вся труппа. «Если бы мы тогда провалились, нам пришлось бы возвращаться домой пешком — у нас не было денег даже на бензин на обратную дорогу», — рассказывал он. Но уже на следующий день после открытия фестиваля город выстроился в очереди за билетами на Cirque du Soleil.
Азарт у Лалиберте, очевидно, в крови — в 2005 году он увлечется покером и два года спустя займет четвертое место во всемирном покерном турнире Five Star World Poker Classic, выиграв приз в размере почти $700 тыс.
Изобретая цирк заново
Настоящий триумф к Cirque du Soleil пришел в Лас-Вегасе. Первым шоу в городе-казино стало Mystère в декабре 1993 года, оно также было первым «стационарным» шоу (которое не возят по миру с гастролями). Сейчас на долю мировой столицы развлечений, где у Cirque du Soleil восемь «стационарных» представлений, приходится около половины выручки компании.
Лалиберте не только сумел вновь привлечь интерес к акробатическим театрализованным представлениям, но по сути «изобрел цирк заново», отказавшись от номеров с животными и традиционных конферансье. Изначально в Cirque du Soleil уделяли особое внимание драматургии представления: создание каждого шоу начинается с разработки концепции (основной идеи) и сценария, и только затем продумывается акробатический «костяк». В 1990-х годах Cirque du Soleil начал приглашать к сотрудничеству режиссеров-постановщиков театра и кино, не имевших опыта работы с цирком, — например, знаменитого канадского театрального режиссера Робера Лепажа.
Такой подход помог привлечь более взрослую (по сравнению с традиционным цирком) и, соответственно, платежеспособную аудиторию. Менее чем за 20 лет Cirque du Soleil удалось достичь уровня выручки, до которого конкурент Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus [американский цирк, основанный в 1919 году; принадлежит компании Feld Entertainment] добирались сто лет. В 2011 году выручка Cirque du Soleil впервые превысила $1 млрд.
Год спустя компания столкнется с финансовыми трудностями: несмотря на миллиардную выручку, она останется без прибыли, а в 2013 году оборот сократится до $850 млн. Одной из причин сокращения доходов сам Лалиберте назовет чрезмерную экспансию: Cirque du Soleil стал ставить слишком дорогие шоу, которые медленно окупались. В рамках реструктуризации Лалиберте пришлось сократить 400 сотрудников. Если в какой-то момент штат цирка достигал 5 тыс. человек, то теперь их осталось только 4 тыс.
Отчасти именно с финансовыми проблемами были связаны поиск инвесторов и последовавшая продажа цирка в апреле 2015 года. Лалиберте надеется, что китайская Fosun Capital поможет выходу и развитию Cirque du Soleil в Китае, где компания до сих пор была не очень успешна. Сам он объясняет продажу еще и тем, что, поговорив со своими пятью детьми (им сейчас от 7 до 18 лет), понял, что никто из них дело отца продолжать не хочет.
Теперь Лалиберте планирует сосредоточиться на своем благотворительном фонде One Drop Foundation, который занимается проблемами нехватки питьевой воды в мире. Он создал его в 2007 году, а в 2009 году во время своего полета на Международную космическую станцию в качестве туриста провел двухчасовое «поэтическое шоу» — телемост, чтобы привлечь внимание к проблеме водных ресурсов. За космический «аттракцион» канадец предположительно заплатил $35 млн. На связь с Лалиберте в космосе вышли бывший вице-президент США Ал Гор, Шакира, Сальма Хайек, группа U2 и другие. И это мероприятие как нельзя лучше иллюстрирует идеологию предпринимателя, которой он руководствовался, создавая Cirque du Soleil, — «вместе искусство и бизнес могут сделать мир лучше».