«ВКонтакте» с Роспатентом
Спустя семь лет после запуска соцсеть «ВКонтакте» решила зарегистрировать в Роспатенте изображения своих товарных знаков. До этого компания уже патентовала свое название по нескольким классам, но перечень был столь мал, что раскрученным брендом решили воспользоваться игроки из других секторов и зарегистрировали его для пива, соков и даже презервативов.
Согласно материалам Роспатента, соцсеть подала свои заявки 16 апреля. Речь идет об изображении сине-голубой буквы «В» на сером и белом фонах и словосочетания «ВКонтакте» в прямоугольной форме. Днем ранее офшорная компания «Диджитал фортрес», базирующаяся в Панаме, захотела зарегистрировать изображение собаки, автором которого является основатель «ВКонтакте» Павел Дуров.
Обслуживанием всех трех заявок занимается один патентный поверенный из Санкт-Петербурга ― Елена Бедарева. Комментировать заявки она отказалась, отметив лишь, что процесс регистрации товарных знаков обычно происходит в течение года. В самом Роспатенте РБК daily подтвердили подачу заявок от ООО «ВКонтакте», а также сообщили, что в данный момент они проходят формальную экспертизу. Согласно действующему законодательству эта процедура проводится в течение месяца со дня подачи заявки.
В соцсети комментировать регистрацию новых товарных знаков не стали. Прежде «ВКонтакте» успела зарегистрировать только собственное название в пяти вариациях по классам «телекоммуникации», «реклама» и «развлечения».
Предприниматели в других сферах учли краткость этого перечня и уже использовали бренд социальной сети в своих целях. В июне 2010 года некое ООО «Инвест парк» получило право на производство пива и соков под названием «ВКонтакте». Позже компания «Европа Фудс» планировала выпускать жвачку, конфеты и леденцы под тем же брендом, однако впоследствии отказалась от этой идеи. А в мае прошлого года московский предприниматель Игорь Рогов обратился в Роспатент за разрешением на регистрацию товарного знака «ВКонтакте» в категории «презервативы».
«То, что «ВКонтакте» спустя столько лет занялась регистрацией своих товарных изображений, само по себе довольно удивительно. Ведь за это время компания рисковала стать жертвой так называемых патентных пиратов», ― говорит исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев. По его словам, оценить стоимость бренда «ВКонтакте» довольно трудно. «Учитывая тот факт, что речь идет о социально сети, я думаю, что ее стоимость может составлять сотни миллионов долларов», ― полагает г-н Поповичев.
В свою очередь, владелец Liveinternet.ru Герман Клименко предположил, что «ВКонтакте», несмотря на недавнюю смену в составе акционеров, сохраняет планы IPO. «Обычно такими вещами, как регистрация собственных изображений, озадачиваются при выходе на международный рынок. Потенциальные инвесторы часто задают вопросы о правах ― наличие подобной защиты их привлекает», ― пояснил РБК daily г-н Клименко.