S&P пожертвует репутацией
Одно из крупнейших рейтинговых агентств мира, Standard & Poor’s (S&P), готово пожертвовать своей репутацией ради того, чтобы избежать пятимиллиардных выплат в судебном споре с правительством. Чтобы развалить дело, юристы S&P заявили о готовности компании признать, что ее обещания о беспристрастном и независимом присвоении рейтингов являются не более чем рекламной уловкой.
Международное рейтинговое агентство S&P неоднократно заявляло общественности, что выставленные им рейтинги являются объективной и независимой оценкой рисков по финансовым инструментам, даже несмотря на то, что заказчиком этих оценок всегда является сам эмитент. Потенциальные конфликты интересов, утверждало агентство, минимизируются за счет высоких стандартов и профессионализма сотрудников. Однако в истории S&P, похоже, настал момент, когда агентство готово отступиться от этой привычной формулировки и признать подобные обещания рекламной уловкой.
Речь, в частности, идет о судебном иске, поданном против S&P Министерством юстиции США, которое обвиняет агентство в мошенничестве, — оно якобы сознательно заявило инвесторам о том, что его рейтинги являются независимыми, хотя это не соответствовало действительности. При этом Минюст требует высокую компенсацию — 5 млрд долл. Решение этой проблемы юристы S&P нашли довольно неожиданное — постановления судов предыдущих инстанций.
В начале недели они попросили судью закрыть дело, потому что в более ранних спорах S&P с «обманутыми» инвесторами сразу два суда постановили, что обещание беспристрастного рейтинга является не более чем раздутой рекламой. «Эти заявления были лишь коммерческой рекламой и не могут быть использованы как основание для иска с обвинениями в мошенничестве», — подчеркнул один из судей в своем решении, принятом в марте 2012 года. Агентство тогда было признано невиновным.
Как полагают многие юристы, такой шаг может оказаться весьма эффективным инструментом защиты, однако сильно ударит по репутации компании. «Даже если этот аргумент сработает, такое заявление не в интересах S&P, которое взимает плату с клиентов, основываясь на своей репутации. Получается, что они говорят примерно следующее: «Мы рассказываем инвесторам о своей репутации, делая при этом необоснованные заявления рекламного характера», — считает профессор юриспруденции Duke University и бывший государственный обвинитель Семьюэл Буэлл.
Тем не менее возможное снижение доверия со стороны инвесторов и компаний окажется для агентства меньшим злом, нежели многомиллиардная выплата, способная обанкротить агентство. «S&P зарабатывало свою репутацию в течение 150 лет и вряд ли потеряет ее по итогам одного судебного разбирательства. Я считаю эту тактику защиты в суде очень занимательной. Данный прецедент будет изучаться начинающими юристами еще на протяжении десятилетий. Я буду пристально следить за ходом слушаний — так делается история», — заявил РБК daily президент рейтингового агентства Egan Jones Шон Иган.