Безвизовая демократия
Руководитель «Центра развития демократии и прав человека» Юрий Джибладзе покинул президентский совет по правам человека вскоре после того, как Владимир Путин встал во главе государства вместо Дмитрия Медведева. Сейчас в его НКО идет прокурорская проверка. Но в одном согласен с президентом: визы с ЕС стоит отменить побыстрее. Г-н Джибладзе уверен, что укрепление связей с Евросоюзом – один из способов демократизации нашей страны.
Потому «Рекомендации относительно процесса упрощения и либерализации визового режима между ЕС и РФ», в подготовке которых он участвовал, направлены на ускорение процесса отмены виз между Россией и Евросоюзом. Выпущены они «Гражданским форумом ЕС-Россия», объединяющим более сотни известных НКО из разных стран.
В тексте указывается, что на саммите ЕС-Россия, который пройдет в июне в Екатеринбурге, ожидается принятие дополненного соглашения об упрощении выдачи виз. «Никаких торжественных заявлений еще не было, но такие намерения были заявлены. Из неформального общения с обеими сторонами мы знаем, что процесс идет», – говорит Джибладзе.
Правозащитники предлагают ввести упрощенный порядок въезда в Европу для людей с положительной визовой историей, создать широкий список категорий граждан (журналисты, врачи, правозащитники, участники международных программ обменов и др.), которые также могли бы на это рассчитывать, увеличить выдачу многократных виз с длительным сроком действия, развивать систему подачи заявлений на визы онлайн и т. д.
В последнее время переговоры России и ЕС тормозились из-за желания российской стороны добиться отмены виз в первую очередь для чиновников с биометрическим служебными паспортами (их около 16 тыс.). Европу такой подход не устраивал, но продолжение переговоров пролоббировали представители немецкого бизнеса. ЕС, например, одним из условий ставил отмену регистрации европейцев, приезжающих в Россию, тогда как Москва хочет ввести такой порядок, только когда визы с ЕС будут отменены.
«У общества нет возможности влиять на этот процесс, хотя бы знать позиции сторон», – говорит Джибладзе. Публикацией этих рекомендаций правозащитники стараются увеличить резонанс вокруг проблемы и добиться того, чтобы как можно больше категорий граждан после екатеринбурского саммита смогли более свободно ездить в Европу.
Главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов иначе видит ситуацию. «Российская сторона объясняет это тем, что нужен какой-то прецедент. Она предлагает начать с обладателей служебных биометрических паспортов. Сейчас, кажется, это решилось», – говорит он. По его мнению, переход к безвизовому режиму между Россией и ЕС возможен примерно в пятилетней перспективе, а тормозится процесс сейчас в основном ЕС.
Тема виз наверняка будет затронута в июне на саммите в Екатеринбурге, подтверждает член комитета Госдумы по международным делам Александр Бабаков. Он считает, что чиновники не окажутся привилегированной группой в процессе смягчения визового режима с Европой. Пресс-центр МИД комментарий не предоставил.