Восток — дело тонкое
РБК daily ознакомилась с предварительными рекомендациями Совета Федерации к готовящемуся закону о Дальнем Востоке. Помимо распространения налоговой «индульгенции» на ряд предприятий сенаторы предлагают уделить особое внимание особым экономическим зонам (ОЭЗ) региона и передать их в ведение Минвостокразвития, а также распространить опыт олимпийской стройки и саммита АТЭС на дальневосточные земли. В Белом доме с частью предложений не согласились.
О необходимости принятия закона о Дальнем Востоке в конце прошлого года заявлял полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Виктор Ишаев. Сам законопроект, подготовленный Минвостокразвития, должен поступить на рассмотрение в Госдуму ближе к марту, пояснил РБК daily пресс-секретарь министра по развитию ДВ Евгений Аношин. Впрочем, верхняя палата парламента уже подготовила ряд рекомендаций (предварительный вариант есть в распоряжении РБК daily) по его совершенствованию.
Большая часть предложений сенаторов коррелирует с общими посылами законопроекта. Так, предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством, предлагается освободить от уплаты федеральной части налога на прибыль (2%), НДС, таможенных пошлин при экспорте. Хочет сенат избавить от НДС и предприятия, осуществляющие аэропортовую деятельность, пассажирские авиаперевозки (в том числе на авиалиниях, связывающих Дальний Восток и Байкальский регион с другими регионами), а также задействованные в сфере реализации жилья (первичный рынок), услуг ЖКХ. Облегченный налоговый режим по «лекалу» озвученных г-ном Ишаевым идей (нулевая ставка налога на прибыль, имущество, землю) предлагается распространить и на вновь создаваемые и реконструируемые предприятия.
Впрочем, как и ранее, у экспертов остается вопрос относительно фискальных поблажек для новых предприятий. «Вопрос, как это будет структурировано. Есть вероятность, что существующие предприятия будут перерегистрироваться и сокращать и без того тощие бюджеты большинства дальневосточных регионов, так как налог на прибыль кормит региональные бюджеты», — говорит старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Антон Табах.
Непонимание как в Белом доме, так и у экспертов вызвала идея сенаторов по упрощению создания ОЭЗ — без проведения конкурсов, расширению их номенклатуры (агропромышленного типа, развитие аквакультуры, судостроительно-судоремонтного типа, смешанного промышленно-производственно-портового и др.), а также предложение по передаче управления деятельности ОЭЗ на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе в ведение Минвостокразвития (сейчас в ведении Минэкономразвития). «Зачем отдавать другому министерству то, с чем уже хорошо справляется другое ведомство. Управление ОЭЗ — сложный механизм, нарабатываемый годами», — возмущается источник в правительстве.
«Что касается конкурсов, то среди регионов он проводился только для первых зон, созданных в 2005—2007 годах. Сейчас решение о создании ОЭЗ принимается правительством исходя из набора критериев», — поясняют в пресс-службе государственной управляющей компании по развитию ОЭЗ в России.
Еще одну сенаторскую новацию, касающуюся введения упрощенного порядка регулирования градостроительной деятельности и проведения госэкспертизы земельных и жилищных отношений (по аналогии с ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств... форума АТЭС»), также посчитали избыточной. Условия, созданные специально для строительства к саммиту АТЭС и Олимпиады в Сочи, с одной стороны, являются чрезвычайными, но с другой — они создавались для того, чтобы успеть завершить объекты к определенному сроку, объясняет партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Так, к примеру, в случае саммита до 1—3 месяцев были сокращены процедуры по решению с землевладельцами вопроса об изъятии земли (обычно один год). «Если такая чрезвычайная практика будет применяться и в повседневной жизни, это приведет к тому, что на праве собственности можно будет поставить жирный крест», — считает эксперт.
К тому же упрощение градостроительных процедур отчасти заложено в соответствующих «дорожных картах», добавляет Олег Скуфинский из ТПП. Так, если сейчас оформление разрешения на строительство занимает 47 дней, то к 2018 году должно занять 11 дней, срок прохождения всех процедур должен быть сокращен с 448 дней до 56. «По АТЭС, Сочи и Новой Москве нужно было принимать отдельные законы, потому что действующие не работали. Сейчас перед регионами, наоборот, поставлена задача сокращать и облегчать процедуры», — добавляет он.