Закрытие Европы
В ответ на теракты в Париже силовые министры ЕС согласились ужесточить правила въезда в Шенгенскую зону. Прежде всего от перемен пострадают граждане ЕС: Брюссель беспокоится из-за возвращения из Сирии боевиков-европейцев.
Преступная открытость
В пятницу, 20 ноября, в Брюсселе прошла встреча глав МВД и министерств юстиции стран Евросоюза — экстренный внеочередной саммит, что стало уже привычным в последние месяцы. «Вследствие трагических событий в Париже в координации с французскими властями председательствующий в ЕС Люксембург созвал это мероприятие», — указала Еврокомиссия в своем заявлении.
Министры юстиции и внутренних дел 28 стран Евросоюза в пятницу приняли резолюцию, в которой объявили о решении усилить погранконтроль на внешних границах ЕС. Они признали «необходимость безотлагательно начать систематические и скоординированные проверки на внешних границах, в том числе в отношении лиц, имеющих право свободного перемещения», говорится в резолюции. Другими словами, граждане ЕС при въезде на территорию союза должны будут пройти ту же процедуру контроля, что и граждане других стран: речь идет в первую очередь о дополнительных проверках по антитеррористическим базам данных.
Министры встречались в Брюсселе в экстренном порядке — неделю назад в Париже произошла серия скоординированных атак, жертвами которых стали 129 человек. За день до начала саммита глава МВД Франции Бернар Казнёв объявил, что Париж не получал от соседних стран предупреждений о том, что родившийся в Бельгии организатор терактов в Париже Абдельхамид Абауд, отвоевав в Сирии два года на стороне запрещенной в России группировки «Исламское государство», вернулся с Ближнего Востока в Европу. Позднее он и его сообщники благодаря открытым границам незамеченными перебрались из Бельгии во Францию.
При этом Абауд находился в международном и внутриевропейском розыске. Кроме того, издание EurActiv сообщает со ссылкой на анонимных американских чиновников, что минимум четверо из террористов находились в черном списке США. Халатность спецслужб вынудила министров обсудить как углубление обмена информацией между властями разных стран, так и пересмотр правил свободного перемещения внутри Шенгенской зоны — учитывая, что немало джихадистов являются гражданами западных стран.
По плану министры должны были обсудить возможности как можно более быстрого введения ограничительных мер на общеевропейском уровне, которые бы способствовали борьбе с терроризмом: ужесточения контроля над оборотом оружия, углубления обмена информацией между правительствами, усиления пограничного контроля на внешних границах Евросоюза.
Осажденная крепость
Как отмечает EUObserver, пограничники европейских стран могут производить досмотр европейских граждан только по правилам Шенгенского соглашения и решение министерского саммита не может ему противоречить. Сам документ гласит, что все путешествующие должны проходить минимальную проверку, а именно документальное подтверждение личности. И лишь только «на нерегулярной, исключительной основе» пограничники могут сверяться с национальной или общеевропейской базой данных, чтобы удостовериться, что тот или иной гражданин страны Шенгенской зоны не представляет угрозы.
В итоге в конфликте двух документов силовики отдали предпочтение вопросам безопасности. «По итогам заседания мы поручили подготовить точечный пересмотр Шенгенского кодекса, учитывая технологические изменения, чтобы не препятствовать потоку пассажиров», — объявил вице-премьер и министр внутренней безопасности Люксембурга Этьен Шнайдер.
Изменения в Шенгенском соглашении должны пройти через утверждение на совете глав государств и правительств ЕС (ближайший пройдет лишь 17–18 декабря). Однако Казнёв заверил, что у национальных властей есть «соответствующие инструменты», чтобы начать усиленные проверки уже сегодня.
В целом вся принятая на встрече силовых министров ЕС программа вступает в силу с момента публикации, без утверждения лидерами стран союза. Соответственно, с 20 ноября силовики каждой из стран союза получают расширенные права по охране внешних границ ЕС.
Вторая волна
Ужесточение контроля на внешних границах ЕС стало темой обсуждения в конце этого лета в результате миграционного кризиса. Поток нелегальных мигрантов и беженцев из Сирии вынудил некоторые страны Юго-Восточной Европы (в первую очередь Венгрию, Словакию и Хорватию) принять жесткие меры для охраны своих границ, как внешних, так и внутренних: была установлена колючая проволока, а отряды пограничников были усилены армейскими бригадами. По данным Eurostat, всего с начала года и по конец октября заявки на получение статуса беженца подали 880 тыс. человек, из них около 750 тыс. — выходцы из Ирака, Сирии и Афганистана, прибывшие из Восточного Средиземноморья, свидетельствуют данные Международной организации по миграции.
В конце августа председательствующий в ЕС Люксембург предложил провести внеочередной саммит силовых министров стран союза для выработки такой политики. В итоге министры со второй попытки определили квоты на распределение мигрантов между европейскими странами.
Однако уже в середине сентября стало понятно, что Евросоюз не справляется с потоком беженцев: Германия, за ней Австрия и Словакия восстановили контроль на своих границах и приостановили железнодорожное сообщение, чтобы сократить приток мигрантов. Позднее многие европейские лидеры признали, что установление границ внутри ЕС нарушает принципы единой Европы. Например, в конце октября австрийский канцлер Вернер Файман заявил, что приоритетом сейчас должна стать охрана внешних границ союза.
Ядро Шенгена
По итогам министерской встречи 20 ноября глава МВД Франции подтвердил, что его страна не будет снимать односторонний контроль на своих границах до тех пор, пока не убедится в безопасности своих граждан. «Мы не можем ждать следующей трагедии, чтобы перейти от слов к делу, поэтому мы делаем это сейчас, сегодня, — добавил он. — Надо сохранять текущий темп в наших действиях». Сразу после терактов 13 ноября в стране был введен режим чрезвычайного положения, на этой неделе национальный парламент проголосовал за его продление на три месяца.
В ходе общения с журналистами Казнёв подтвердил, что Париж не предлагает другим странам отказываться от принципа свободного перемещения — восстановление границ касается исключительно Франции, в которой, по словам министра, по-прежнему высока террористическая угроза.
В свою очередь, другие страны высказывают и иные предложения по реформированию Шенгенской зоны, учитывая приток беженцев и необходимость усиления контртеррористических мер. Например, на этой неделе руководство Нидерландов признало, что проводит межправительственные консультации по созданию «Шенгена в Шенгене». Амстердам, по данным De Telegraaf, прорабатывает два варианта: формирование открытой зоны с Бельгией, Люксембургом, Германией и Австрией либо же только с Бельгией. В нынешнем виде это предложение будет нарушать Шенгенское соглашение. Европейская комиссия, передает Reuters, не получала никаких письменных предложений от нидерландской стороны по этому поводу.