Угроза для таксиста
Онлайн-сервисы райдшеринга, которые позволяют американцам за небольшую плату организовать попутку по запросу, одержали крупную юридическую победу. Власти штата Калифорния легализовали таких операторов, работавших ранее в серой правовой зоне. Решение очень не понравилось традиционным таксопаркам, которые боятся не выдержать конкуренции с новыми транспортными сервисами.
Шеринговая экономика, которая поощряет людей использовать собственные квартиры, машины и даже садовые инструменты для получения дохода от сдачи в аренду, в последние годы получила бурное развитие. В США создано около 200 шеринговых компаний, работающих по схеме peer-to-peer, в которые венчурные инвесторы вложили 2 млрд долл., свидетельствуют данные Altimeter Group. Наиболее известная компания сектора — Airbnb, которая стимулирует пользователей из разных стран сдавать друг другу жилье.
Эта же модель активно используется и в секторе транспортных услуг компаниями вроде Sidecar и Lyft. Соответствующие сервисы предлагают пользователям с помощью приложения для смартфона оперативно заказать поездку по требуемому маршруту. Своевременную доставку в пункт назначения обеспечивает обычный автовладелец, решивший подзаработать. По факту поездки пассажир с помощью приложения переводит деньги на счет провайдера, который, удержав свою комиссию (как правило, не более 20%), выплачивает их на счет водителя. Один из представителей рынка райдшеринга — Uber, который сводит владельцев люксовых автомобилей с клиентами в 18 странах, в прошлом месяце был оценен в 3,5 млрд долл.
Однако шеринговые сервисы стали бельмом на глазу традиционных такси и транспортных компаний, которые задействовали все свои связи, чтобы регуляторы поставили новоявленных конкурентов вне закона. Они настаивали на том, что разработчики приложений по сути занимались незаконной предпринимательской деятельностью. Власти той же Калифорнии в прошлом выносили против того же Uber предписание прекратить «противоправную деятельность».
Теперь, однако, шеринговым «такси» существенно облегчили жизнь. Комитет по общественным услугам Калифорнии (PUC) легализовал этот бизнес, создав для него новую категорию — «сетевые транспортные компании». PUC обязал их в обязательном порядке оформлять лицензии и страховки с покрытием не менее чем 1 млн долл. на каждый инцидент. Кроме того, компании должны будут проверять биографию водителей и обучать их, гарантировать, что те не сядут за руль после употребления алкоголя или наркотиков, а также проводить техосмотр их автомобилей. Впрочем, практически все эти пункты райдшеринговые сервисы уже добровольно внедрили в свою практику.
«Это замечательный день», — прокомментировал решение PUC сооснователь Lyft Джон Циммер. Представители отрасли надеются, что примеру властей Калифорнии теперь последуют их коллеги из других штатов. «Теперь штат признал, что эти инновации идут на пользу потребителям и безопасны. Поэтому мы рассчитываем, что другие штаты и страны увидят этот шаг и повторят его», — заявил гендиректор Sidecar Сунил Пол.
Однако классические операторы такси приняли решение калифорнийский властей в штыки. «Это угроза нашему существованию. Как сможет отрасль такси со всеми требованиями и правилами и ответственностью перед регуляторами конкурировать с сервисами, к которым такие требования не предъявляются», — возмущается глава профсоюза United Taxicab Workers из Сан-Франциско Марк Грубер. Операционные издержки такси выше, так как власти многих калифорнийских городов обязали их обновить автопарк за счет гибридов и электромобилей, которые должны быть также приспособлены для перевозки людей с ограниченными возможностями.
Андрей Котов