Saab вернулась в прошлое
Обанкротившийся два года назад шведский автопроизводитель Saab намерен возобновить выпуск машин уже в сентябре. Правда, на возрождение феникса из пепла этот перезапуск пока не похож: компания будет выпускать модель десятилетней давности. Шансов на успех не прибавит даже создание на ее основе электромобиля, полагают эксперты.
Сейчас к возобновлению производства на заводе Saab в шведском Трольхаттене готовятся 400 сотрудников, сообщила местная газета Aftonbladet со ссылкой на компанию National Electric Vehicle Sweden (NEVS). Этот китайско-японский консорциум купил обанкротившегося автопроизводителя год назад. Идея принадлежала Каю Йохану Цзяну — шведскому бизнесмену с китайскими корнями, который владеет Hong Kong National Modern Energy Holdings, основным акционером NEVS. Предприниматель, сделавший себе имя на рынке «зеленой» энергетики, тогда пообещал превратить Saab в производителя электромобилей.
«Я понимаю, что многие настроены скептично. Кто-то говорит, что я просто люблю создавать вокруг себя шум, но я не такой», — заявлял г-н Цзян в интервью китайскому порталу Auto Business. По словам бизнесмена, он поседел, пока согласовывал сделку по приобретению шведской компании, которая переживала кризис с 2008 года, когда ее выставила на продажу американская General Motors. Скепсис в адрес новых владельцев Saab оказался небеспочвенным. В сентябре Saab только возобновит выпуск той же бензиновой модели 9-3, которую он перестал производить в 2011 году, перед банкротством, и которая была выведена на рынок еще в 2002 году.
Если раньше г-н Цзян обещал «абсолютно новую» Saab 9-3, то теперь в NEVS только обещают со временем провести фейслифтинг. А электрическая версия Saab 9-3, которая будет оснащаться батареями подконтрольной Цзяну Beijing National Battery Technology, появится только в следующем году. В будущем NEVS также обещает представить автомобили на базе переработанной платформы Phoenix, которую инженеры Saab начали создавать еще перед банкротством. «Архитектура Phoenix очень гибкая, и когда она будет завершена, мы получим возможность разрабатывать и производить (на ее основе) сразу несколько моделей — от маленьких до больших. Но мы еще не решили, какие именно модели и когда мы выпустим — до этого еще несколько лет», — цитирует Automotive News представителя NEVS Микаэля Остлунда.
В то же время бизнес-план Saab предполагает, что уже к 2016 году компания будет производить по 120 тыс. автомобилей в год. Это лишь немногим меньше пиковых 133 тыс. автомобилей, выпущенных в 2006 году. Эксперты, однако, сомневаются, что компания добьется своих целей. Ведь электромобили не очень популярны: по данным IHS, во всем мире было произведено всего 107,2 тыс. подобных автомашин.
«Они намерены выпускать старую Saab 9-3, в то время как на рынке полно более современных автомобилей других производителей — Volvo, Opel, BMW. Конечно, есть фанаты Saab, которые, возможно, и купят этот автомобиль. Однако этого недостаточно, чтобы бизнес стал экономически успешным и устойчивым. Долго это не продолжится. Электрическая версия автомобиля мало что изменит. Продавать их в принципе сложно. А здесь электромотор хотят поставить на старую модель», — пояснил РБК daily глава Center Automotive Research при Университете Дуйсбурга-Эссена профессор Фердинанд Дуденхеффер.