Депутаты нового типа
На выборах-2016 губернаторы не будут возглавлять списки партии власти. Во главе 35 групп могут встать лидеры общественного мнения, идущие в Думу и как одномандатники. В случае успеха они станут альтернативой губернаторам.
35 групп вместо 80
На думских выборах 2016 года список «Единой России» будет разделен на минимально допустимое число региональных групп — их будет около 35 вместо 80, как это было на прошлых выборах, рассказал РБК источник, близкий к руководству партии, и подтвердил собеседник, близкий к Кремлю. Представитель самой партии сообщил РБК, что вопрос о числе групп еще обсуждается.
Согласно закону о выборах в Госдуму, половина нижней палаты избирается по 225 одномандатным округам, а другая — по федеральному (партийному) списку. Этот список каждая партия по своему усмотрению делит на общефедеральную часть (ту, что видят все избиратели страны в бюллетенях, состоящую из самых популярных людей) и региональную. В первой части не может быть более десяти человек, но на практике единороссы на последних выборах ставили туда только одного человека — Владимира Путина (в 2007 году) или Дмитрия Медведева (в 2011 году). По словам источников РБК в партии, именно Медведев в 2016 году вновь возглавит список.
Региональных групп по закону должно быть не менее 35 (верхней планки закон не устанавливает), и в партии планируют остановиться примерно на таком числе, подтверждает другой собеседник, близкий к руководству «Единой России».
Больше контроля из Москвы
Минимальное число групп означает, что они будут состоять из большего числа депутатов, представляющих сразу несколько регионов (если единороссы выдвинут максимально возможное число кандидатов — 400 человек, то в среднем в группе будет 11 человек). Крупные группы, выходящие за пределы одного региона, больше контролируются федеральным руководством партии, а не региональными элитами и отражают общепартийную, а не сугубо региональную повестку, объясняет глава близкого к Кремлю фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский смысл такого деления.
Кроме этого, когда мелкие группы практически один в один воспроизводят региональное деление, многие территории останутся без представительства, приводит другой аргумент Бадовский. «Это возможно, учитывая, что теперь, при смешанной системе, по спискам распределяется только половина думских мандатов», — добавляет он. При укрупненном же дроблении даже представители небольших территорий будут иметь ту или иную перспективу попасть в Думу, а также смогут влиять на лидеров межрегиональной группы для отстаивания интересов своих территорий, подчеркивает Бадовский.
На всех не хватит
На прошлых выборах число групп фактически равнялось числу регионов (80 групп при 83 регионах). В итоге во главе большинства групп стояли именно губернаторы (их называли «паровозами»: они проводили в Думу сторонников, а сами отказывались от мандатов). В некоторых случаях вместо них группу вели вице-премьеры, министры и депутаты Госдумы.
«При 35 группах губернаторы, как правило, практически не будут возглавлять списки. Во-первых, на всех не хватит этих самых групп, а во‑вторых, если группа объединяет несколько регионов, а во главе ее стоит только один губернатор, получится, что кто‑то главнее», — рассуждает Бадовский. По его мнению, такие ситуации некомфортны для самих региональных руководителей и могут быть негативны для качества партийной избирательной кампании.
«Губернаторам логичнее будет в 2016 году возглавлять списки «Единой России» на выборах в региональные законодательные собрания и там добиваться успеха, отстаивая перед избирателями реализацию своей региональной повестки развития. Тем более что в следующем году выборы в заксобрания пройдут сразу в 38 регионах», — подчеркивает Бадовский.
В пользу новых лиц
Возглавлять список будут отобранные на праймериз лидеры общественного мнения — это могут быть и известные действующие депутаты Госдумы, и чиновники разных уровней, включая членов правительства, а могут быть и общественники, утверждает собеседник, близкий к руководству партии.
По мнению главы ИСЭПИ, во многих группах список могут возглавить лидеры общественного мнения, баллотирующиеся одновременно по одномандатным округам. Это подтверждает и собеседник, близкий к руководству партии. По его мнению, присутствие кандидата и в списке, и в округе повышает шансы человека попасть в Госдуму по одной части списка, если он не прошел по другой. Кроме этого прошедший в Госдуму одномандатник передаст свое место, полученное по списку, менее известным партийцам, говорит собеседник РБК. Он подчеркивает, что закон о выборах депутатов позволяет такое совмещение. «Это стандартная технология», — отмечает он.
ИСЭПИ уже составляет рейтинг таких лидеров общественного мнения. Собеседники, близкие к администрации, указывают на высокие шансы выдвинуться в Госдуму у нескольких участников топ-10 этого рейтинга, в том числе у прокурора Крыма Натальи Поклонской. Сама она заявляла ТАСС, что пока не получала такого предложения.
Альтернатива главам регионов
Именно прошедшие в Госдуму по одномандатным округам кандидаты могут составить конкуренцию действующим главам регионов — об этом в середине июня на встрече с политтехнологами в Фонде развития гражданского общества говорил первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин. По словам кремлевского чиновника, избранные депутаты получат почти такую же легитимность, как и губернатор, и поэтому смогут составить ему конкуренцию на будущих выборах главы региона.
«Для того чтобы депутаты могли составить губернаторам конкуренцию, нужно повысить их статус, потому что сегодня они только формально приравнены к министрам. На практике только отдельные депутаты могут себе позволить конфликтовать с главами регионов, — говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Если депутаты в новой схеме будут менее зависимы от губернаторов и последуют необходимые сигналы из федерального центра, то можно ожидать, что таких сильных парламентариев станет больше».