Налог в рассрочку
Минфин планирует запустить почти недействующий институт отсрочки уплаты налогов, следует из письма, распространенного ведомством Антона Силуанова. Чиновники готовы пойти бизнесу на уступки, чтобы не допустить стагнации экономики. Но письмо ничего не проясняет и не предлагает ничего нового, недоумевает директор департамента налоговой политики и контроля ГК «Росводоканал» Лев Зинченко. Его компания уже неоднократно пыталась добиться отсрочек, но фискальные органы всякий раз отказывали.
Свою позицию по налоговым отсрочкам Минфин дал в письме, которое подписал замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики министерства Сергей Разгулин. Подобные письма министерство рассылало и в 2010—2012 годах. После кризиса возможность продления срока выплаты налогов была актуальной для многих компаний, ставших жертвами всемирной экономической лихорадки. Но воспользоваться заманчивым предложением могли далеко не все.
По словам Льва Зинченко, когда предприятия группы пытались получить инвестиционный налоговый кредит (форма отсрочки), дело не дошло даже до заключения договоров поручительства. Всех поручителей — крупные компании с солидными оборотами, которые любой банк взял бы с удовольствием, — налоговики отвергли по надуманным основаниям. Обжалование таких отказов в суде также не принесло положительного результата. Суды ссылались на свободу договора и невозможность определить платежеспособность поручителя — такой вывод они сделали, исходя из задолженности поручителя по налогам в 50 коп.
С такими проблемами столкнулся не только «Росводоканал»: за последнее десятилетие ФНС предоставила инвестиционных кредитов всего на 33 млн руб. Причина фактического блокирования нормы не в том, что чиновники не готовы к заключению таких договоров, а в том, что о ней просто забыли в бюджетном законодательстве, комментирует г-н Зинченко. Как следствие, правительство не закладывает в бюджете соответствующие лимиты на инвестиционный налоговый кредит.
По данным ФНС, решение об отказе в отсрочке принимается только в строго оговоренных случаях, например если налогоплательщик не смог предоставить банковскую гарантию или не имеет возможности заплатить налоги в будущем.
Как сообщил РБК daily начальник управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС Георгий Колташов, в 2012 году в службу поступило 387 заявлений об изменении срока уплаты налогов на общую сумму 4,057 млрд руб. Удовлетворено 86 из них на сумму 763 млн руб., то есть около 18% от запрошенных сумм. На фоне статистики по банкротствам это капля в море. По состоянию на 1 июля ФНС списала 133,87 млрд руб. безнадежной налоговой недоимки, штрафов и пени в отношении почти 43 тыс. обанкротившихся налогоплательщиков.
Это не может устраивать Минфин, ожидающий дефицитный бюджет в ближайшие годы и ищущий любую возможность увеличить доходы казны. Речь идет даже не об увеличении количества налогоплательщиков, а о сохранении существующих, подчеркивают в Центре стратегических разработок.
Институт отсрочки следует реформировать и сделать более доступным для налогоплательщиков, считает старший юрист налоговой практики юрфирмы Sameta Екатерина Баширова. По ее мнению, ограничение суммы отсрочки стоимостью чистых активов налогоплательщика, которая в предбанкротном состоянии может быть отрицательной, — преграда для налогоплательщика. Г-жа Баширова призывает фискалов отказаться от требования банковской гарантии: как правило, фирме с тяжелым финансовым положением банки отказывают в ее выдаче. Отсрочка никак не коснулась налоговых агентов (к ним, в частности, относятся все организации, платящие НДФЛ за своих сотрудников), а это огромные суммы налогов, которые по факту невозможно отсрочить, сетует юрист.
Существуют и более мелкие, но совершенно неуместные причины для отказа в предоставлении отсрочки, например совершение налогоплательщиком налогового правонарушения. Такая несущественная ошибка, как уплата налога по неправильному коду бюджетной классификации, вполне может быть поводом для отказа. Впрочем, такая опасность минимальна, утверждает эксперт.
Выходом из ситуации, по мнению юристов, могли бы стать закрепление в Налоговом кодексе обязанности ФНС при определенных условиях заключать договоры инвестиционного налогового кредита и обязанности правительства закладывать в бюджет соответствующие лимиты.