Остались без премий
Менеджерам работающих в России компаний по итогам 2014 года урезали премиальные. Это самое драматичное падение в банковском секторе – бонусы сократились вдвое, каждый четвертый менеджер вовсе остался без поощрения, следует из обзора Hay Group.
Без роста и бонусов
Заметнее всего пострадал финансовый сектор – сегодня банкам все сложнее сохранять доходы на прежнем уровне и они вынуждены оперативно сокращать расходы, чтобы оставаться на плаву, пишут исследователи Hay Group в обзоре «Как при текущей экономической ситуации сохранить эффективность бизнеса» (есть у РБК). Они опросили представителей 606 российских компаний и международных организаций, имеющих представительство в России, из разных отраслей экономики, в том числе 40 из финансового сектора.
«В розничных банках расходы на персонал могут составлять до 80% от общих расходов, – оценивает Майя Титлина из Hay Group. – Поэтому один из приоритетов в финансовом секторе сегодня – оптимизация расходов на человеческие ресурсы». В 2014 году банки отказывались пересматривать зарплаты в сторону повышения в 2,5 раза чаще, чем рынок в среднем, повышения были «не самыми высокими», а ускорившаяся инфляция сократила реальные доходы, указывается в исследовании.
На этот год большинство банков и вовсе не планируют пересматривать зарплаты. Возможны точечные переоценки на индивидуальной основе – если понадобится удержать ключевого сотрудника, уточняет Титлина.
Проблемы сказались на доходах ключевого персонала банков. Годового бонуса лишился каждый четвертый сотрудник из числа тех, кому эта выплата полагалась. «Либо сотрудники не выполнили поставленные планы на год, либо компания не достигла целевых финансовых показателей», – объясняет Титлина. Те же, кому бонус выплатили, получили его в урезанном виде, добавляет она.
«У большинства банков финансовые результаты в прошлом году были хуже, чем в 2013-м, поэтому реальный размер бонусов значительно сократился», – говорит директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков. Банки просели больше других секторов – соответствующим образом упали и бонусы, поясняет он.
Самые большие премиальные по отношению к размеру оклада ожидались в секторе информационных технологий – 44%, следует из обзора Hay Group. Но реально выплаченные по итогам года бонусы оказались на 10 п.п. ниже – 34%. В других секторах предполагались меньшие выплаты, которые по факту также были скорректированы вниз. Максимальное расхождение – в банках, где вместо обещанных 25% выплаченные бонусы оказались почти в два раза меньше – 13%.
Нефть прибыльней кредитов
Стереотип о том, что в банке работать престижно, больше не работает – сектор уже давно перестал быть привлекательным работодателем на рынке, пишут исследователи. Сегодня банкиры получают лишь на 9% выше общего рынка по базовому окладу и на 11% по совокупному доходу (оклад плюс бонусы). Это привело к тому, что доходы в банках сравнялись с FMCG-сектором, от нефтегазового и химического секторов они и вовсе отстали на 20%.
«Для рынка труда это означает, что сотрудники общекорпоративных должностей могут переходить в компании других секторов, а банковские специалисты – рассматривать карьеру в других странах. В результате банки могут потерять ключевых для компании специалистов», – предостерегает Титлина.
Средние и малые банки сегодня урезают бонусы, соглашается сопредседатель «Деловой России» глава комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян. «На фоне прошедших в двух прошлых годах чисток рынка многие банкиры без работы, а оставшиеся держатся за места и готовы отказаться от бонусов, – говорит он. – Административная чистка сменится рыночным выбытием, поэтому стагнация зарплат и бонусов сохранится в банковском секторе в 2015 году».
Какими будут бонусы банкиров в этом году, оценить сложно, говорит Солодков, поясняя: банки, за вычетом государственных, – конкурентная среда, где выплаты довольно строго привязаны к результатам. «В 2015 году есть намного больше вопросов, касающихся того, что у нас вообще останется, чем какие будут бонусы у тех, кто останется», – считает он.
Пересмотр заработных плат в большинстве западных FMCG-компаний происходит в марте-апреле, отмечает HR-бизнес-партнер Beiersdorf (торговая марка Nivea) Надежда Гурская. Эти выплаты, скорее всего, вырастут, считает она. А вот бонусы отделов продаж, привязанные к квартальным показателям, вероятно, будут падать из-за сокращения спроса – «несколько волн повышения цен влияют на финальную покупку с полки». Снижения же годовых бонусов Гурская не ожидает – «за 2014 год ощущения позитивные». Правда, KPI по годовым бонусам отчасти завязаны на выполнение планов продаж, признает она.
В 2015 году сложности возникнут абсолютно у всех крупных FMCG-игроков, говорит Гурская: «Прибыльность может поменяться – из-за курса западные компании в России будут вынуждены повышать цены. Возможно, не единожды». В результате в 2015 году многие будут не в состоянии выполнить все запланированные задачи и не смогут выплатить годовые бонусы, предполагает Гурская.