Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Какие города будут успешны в России 2010-х

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

За последние 20 лет российские города развивались по‑разному в зависимости от своего размера, местоположения и унаследованной от советского прошлого структуры экономики. Основными факторами успеха городов за это время стали следующие обстоятельства.

Население, образование, финансирование

Эффект масштаба. При прочих равных города с населением более 1 млн человек оказались более привлекательны для жизни и ведения бизнеса. Для жизни – потому что обеспечивали доступ к широкому набору услуг и давали больше возможностей для карьеры. Для бизнеса – потому что давали рынок сбыта, рабочую силу, широкий выбор поставщиков и инфраструктуру более высокого качества. На другом полюсе оказались малые и средние города. Они существенно теряли население, сохраняя занятость в основном в бюджетном секторе и малом бизнесе.

Образованное население. В лучшую сторону выделяются те города, где развиты образование и наука. Наукограды вроде Сарова в Нижегородской области и Дубны в Московской получают больший приток инвестиций в сравнении с городами аналогичного размера. Есть и региональные центры, где также действует этот фактор, – Томск, Новосибирск, Екатеринбург.

Наличие крупных конкурентоспособных предприятий. Это «ресурсные» города (например, Сургут и Альметьевск – центры нефтедобычи в ХМАО и Татарстане, Верхняя Салда – центр титанового производства в Свердловской области), а также некоторые индустриальные региональные центры (например, Липецк). Оборотная сторона этого фактора – высокая зависимость города от одного предприятия и формирование моногородов.

Положение в «богатом» регионе. Города в регионах с высокими бюджетными доходами и диверсифицированной экономикой получают больше финансирования. В наиболее выгодном положении столицы, но положительный эффект испытывают и другие города.

Географическое положение. Удаление от транспортных коммуникаций и административных центров приводит к экономической изоляции города – на него меньше обращают внимание не только частные инвесторы, но и федеральный центр. Пример – региональные центры северной части Дальнего Востока (Петропавловск-Камчатский, Магадан) и европейской части России (Архангельск, Сыктывкар).

По мере приближения к центру крупной агломерации в городах растут зарплаты, цена недвижимости и инвестиционная привлекательность. По расчетам Центра экономики инфраструктуры, стоимость недвижимости в Московской области падает на 0,47% на каждую дополнительную минуту пути от Москвы. По-прежнему важно положение города на пересечении нескольких железнодорожных и автомобильных магистралей.

Инфраструктурный разрыв

Все эти факторы будут действовать и в предстоящие годы. Наибольшие шансы на ускоренное развитие имеют крупные городские агломерации, где интегрируются рынки труда и капитала регионального центра, малых и средних городов, сельской местности. 10–15 крупнейших агломераций – среди них Ростов, Новосибирск, Уфа, Омск, Самара-Тольятти, Нижний Новгород, Краснодар, Пермь, Красноярск, Владивосток, Воронеж – могут стать основными «двигателями» несырьевого сектора экономики России. Но для этого нужно ликвидировать дисбалансы в их развитии.

Решение инфраструктурных и социальных проблем российских городов нередко отстает от темпов роста зарплат и налогооблагаемой базы. Яркий пример – обеспеченность жильем. Крупные российские города находятся на уровне восточноевропейских столиц по заработной плате, но отстают по обеспеченности жильем более чем в два раза и еще больше – по плотности автомобильных дорог. Сильно изношена инфраструктура водо- и теплоснабжения.

Все это приводит к снижению качества жизни в крупных городах и к снижению их привлекательности для ведения бизнеса. Москва по уровню ВРП на душу населения находится в одном ряду с Берлином, Гонконгом и Сеулом, а по рейтингам качества жизни отстает от Стамбула, Пекина и Нью-Дели. Это характерно и для других крупных городов России, таких как Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и др.

Уже сейчас городская инфраструктура становится основным барьером экономического развития городов, а значит, и развития несырьевой экономики страны. Наиболее успешными будут те города, которые сумеют ликвидировать инфраструктурный разрыв, принять меры по улучшению здравоохранения, развитию общественного транспорта, модернизации ЖКХ.

В цикле «Сценарии-2020» эксперты рисуют сценарии развития России в ближайшие годы

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 декабря
EUR ЦБ: 91,38 (+1,95)
Инвестиции, 09:09
Курс доллара на 11 декабря
USD ЦБ: 77,9 (+1,09)
Инвестиции, 09:09
Uber для рекрутинга: как доставлять офер в разы быстрееПодписка на РБК, 09:25
Аэропорт Нижнего Новгорода принял 15 рейсов из-за ограничений в Москве Политика, 09:25
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Спрос на концерты в России вышел на допандемийный уровеньПодписка на РБК, 09:00
В «Яндекс Картах» запустили ИИ-чат для всех пользователей Технологии и медиа, 09:00
Не ждите повестки: стратегия защиты начинается до уголовного делаПодписка на РБК, 09:00
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Военные сбили 40 БПЛА над Калужской областью за ночь Политика, 08:39
Москва перестает быть рынком массовых новостроек: куда смотреть инвесторуПодписка на РБК, 08:36
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:31
Военные отразили одну из крупнейших атак дронов за последние месяцы Политика, 08:31
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Все четыре аэропорта Москвы возобновили полеты Политика, 08:25
Гендиректор МАГАТЭ раскрыл причину молчания о виновных за атаки на ЗАЭС Политика, 08:19