Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Дагестане сожгли зараженное сибирской язвой мясо Общество, 22:31 Зачем российское зерно переводят в токены Pro, 22:24 СМИ узнали о планах отложить запуск криптовалюты Дурова на срок до года Бизнес, 22:13 Есть ли у вас способности к бизнесу. Тест РБК и HUAWEI, 22:12 В компании Пригожина сообщили о его самочувствии Общество, 22:03 МВД предложило продавать «красивые» номера через портал госуслуг Общество, 22:02 Федун исключил из целей «Спартака» на сезон борьбу за медали чемпионата Спорт, 22:02 Глава РУСАДА увидел заговор в подмене данных лаборатории в Москве Спорт, 21:42 Сергей Шойгу обсудил ситуацию в Сирии с главой Пентагона Марком Эспером Политика, 21:41 Восемь человек спасли из-под завалов жилого дома в Бразилии Общество, 21:37 Как научить офисную технику делать работу за вас РБК и Xerox, 21:29 Из школы в Москве после видео с избиением девочки уволили педагога Общество, 21:21 СК проверит сообщения о сбитом в Кировской области «пьяном» мальчике Общество, 21:15 Нетаньяху попросил Путина освободить осужденную за гашиш израильтянку Политика, 21:13
Общество ,  
0 
«Магнитная» аномалия
Фото: ИТАР-ТАСС

Крупнейший по числу точек российский ритейлер «Магнит» решил экономить на электроэнергии. Как стало известно РБК daily, компания создала собственную энергосбытовую компанию «МагнитЭнерго» и сейчас регистрирует бренд в Роспатенте. «Дочка» будет обслуживать 6 тыс. магазинов сети и позволит ей ежегодно экономить 200—240 млн руб. на фоне роста коммунальных платежей. Случай «Магнита» — прецедент в отрасли, однако впоследствии конкуренты могут последовать его примеру.

ДОРОГАЯ «КОММУНАЛКА»

В октябре 2012 года компания «Тандер», управляющая сетью «Магнит», подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «МагнитЭнерго» по шести классам. В ЕГРЮЛ компания зарегистрирована с февраля прошлого года. У нее уже есть собственный сайт, на котором указано, что «МагнитЭнерго» — это корпоративная энергосбытовая компания ГК «Магнит». Объектами энергоснабжения компании является 5600 магазинов и 100 гипермаркетов. Кроме того, в середине прошлого года компания стала членом НП «Совет рынка», созданного для обеспечения функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии.

В «Тандере» создание энергосбытовой «дочки» для обслуживания сети магазинов не комментируют. Также не удалось получить комментарий в «Магнит­Энерго» — гендиректор компании Игорь Быков был недоступен для общения. Участники рынка, опрошенные РБК daily, не слышали о подобных планах «Магнита», однако почти каждый из них отметил, что тема экономии на затратах на энергию крайне актуальна для всей отрасли.

Желание «Магнита» экономить на электроэнергии объяснить нетрудно: это одни из крупнейших расходов ритейлеров. Согласно отчетности по МСФО, расходы «Магнита» на аренду и коммунальные платежи в первом полугодии 2012 года выросли на 29%, до 244,5 млн долл. Его ближайший конкурент X5 Retail Group указывает в своих документах, что только за третий квартал 2012 года коммунальные расходы в процентах от чистой выручки увеличились на 10 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2%, из-за роста тарифов. Для снижения издержек Х5 установила приборы по измерению потребления воды и электроэнергии.

По словам исполнительного директора Союза независимых сетей России Сергея Кузнецова, сравниться с затратами на энергию могут только затраты на аренду и фонд оплаты труда. В зависимости от ряда факторов оплата электроэнергии может отнимать 2—2,5% от товарооборота. «Для сравнения: доля такой традиционной статьи расходов, как различные потери, крайне редко превышает 1%. В общих затратах на коммунальные услуги вклад электроэнергии больше 80%», — объясняет эксперт. Как правило, оптимизируются такие расходы за счет технических решений. Можно, к примеру, сократить число холодильных витрин в дискаунтерах.

ЭКОНОМНЫЙ ПРОДАВЕЦ

Однако «Магнит» решил экономить по-крупному. Создавая собственную энергосбытовую компанию, основатель сети Сергей Галицкий избавляется от посреднического звена в цепи доставки электроэнергии. По данным ведущего эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Натальи Пороховой, сейчас сбытовая наценка составляет 4—5% в цене электроэнергии. Средняя оптовая цена в европейской части России — 1,7 руб. за кВт плюс 2,3 руб. — затраты на передачу. В итоге 1 кВт обходится промышленному потребителю в 4 руб.

Один из участников рынка рассказал РБК daily, что годовое потребление одного супермаркета в среднем составляет 200 тыс. кВт/ч. С учетом стоимости электро­энергии на один магазин ежегодно «Магнит» предположительно тратит 800 тыс. руб. По данным самой компании, на конец 2012 года сеть со штаб-квартирой в Краснодаре насчитывала 6046 магазинов. Покупая энергию у участников энергосбытового рынка, ритейлер мог потратить в прошлом году 4,8 млрд руб. Соб­ственная компания позволит ему сэкономить 200—240 млн руб. в год.

ЗАРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Заход «Магнита» в энергетику — беспрецедентное событие для ритейла, ранее этот рынок осваивали в основном металлургические компании. Тенденция говорит о том, что затраты на электроэнергию в системе издержек настолько высоки, что даже такие неэнергоемкие предприятия, как «Магнит», самостоятельно готовы выйти на оптовый рынок электроэнергии. «Это хорошо с точки зрения конкуренции и может в будущем повлиять на стоимость киловатта», — считает Наталья Порохова.

С ней соглашается зампред правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева. С 2013 года на розничном рынке электроэнергии меняется ситуация, поясняет она: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков теперь дифференцирована по группам потребителей, то есть приближена к размеру реальных расходов ГП на обслуживание той или иной группы. «Если в этой ситуации потребитель, оценив затраты, принял решение выходить на оптовый рынок напрямую, значит, модель работает и конкуренция на рознице растет», — считает г-жа Фатеева.

Впрочем, «свободное плавание» имеет свои подводные камни. Так, например, потребитель, выходящий на оптовый рынок, должен построить систему учета АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов), а также вносить членские взносы в НП «Совет рынка» — за год их размер вырос с 46 тыс. до 364 тыс. руб. в квартал.

Какие бы членские взносы ни пришлось платить, создание собственных энергосбытовых компаний для больших сетей— жизненно-необходимый шаг в будущем, считает управляющий партнер компании Management Development Group Дмитрий Потапенко. «Россия вообще страна прецедентов: ритейлеры давно вынуждены создавать логистику, кадровые агентства и многое другое, потому что никакой инфраструктуры для ведения бизнеса в стране нет», — поясняет он.