Комиссия по Беслану: Захват школы планировался как теракт-самоубийство
Как сообщил депутатам представлявший доклад вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, комиссия выяснила, что захват школы в североосетинском городе изначально планировался как теракт-самоубийство, что подтверждают многочисленные данные.
По его словам, в распоряжении комиссии есть видеозапись беседы Абу-Дзейта с непосредственным исполнителем нападения Хучбаровым (позывной – "полковник") в лагере террористов. Во время инструктажа Абу-Дзейт задает ему прямой вопрос: "Ты скоро предстанешь перед Аллахом, готов ли ты?". И получает ответ: "Готов".
А.Торшин подтвердил, что организаторами теракта в Беслане были четверо: Аслан Масхадов, Шамиль Басаев, Магомет Хашиев и арабский террорист Абу-Дзейт.
При этом глава комиссии опроверг версию о том, что А.Масхадов якобы был готов прибыть в Беслан для переговоров с террористами.
"Я хотел бы подробнее остановиться на этом вопросе. Он активно используется для разного вида спекуляций, - сообщил А.Торшин. - Наиболее радикальная версия, что, якобы, Масхадов готов был 3 сентября прибыть в Беслан для переговоров с террористами. На самом деле факты свидетельствуют о прямо противоположном. Закаев обещает оперативному штабу связаться с Масхадовым. Однако по данным радиоперехвата, он, наоборот, делает все возможное для срыва переговоров. Вот фрагмент телефонной беседы Закаева с неким Билалом: он настаивает на том, чтобы Закаев поговорил с Масхадовым по поводу захвата школы. Масхадов в этом разговоре фигурирует под позывным "отец". Я цитирую ответ Закаева: "Отца" не связывай со мной ни в коем случае. Можно с близким ему человеком. "Отец" ни в ту, ни в другую сторону не должен говорить".
Кроме того, комиссия пришла к выводу, что взрыв в школе, который привел к большому числу жертв, был осуществлен террористами. В ходе рассмотрения уголовного дела в отношении террориста Нурпаши Кулаева, установлено, что один из членов банды, действуя в соответствии с ранее разработанным планом, привел в действие установленные в спортзале взрывные устройства.
А.Торшин добавил, что, несмотря на большое количество свидетельских показаний о том, что взрыв произвели боевики, имеется несколько противоположных показаний заложников. "Вероятно, противоречивость этих свидетельств объясняется тяжелым, почти полуобморочным состоянием людей, находившихся в то время в зале", - сказал он.
Также комиссия выявила ряд серьезных проблем и недоработок, имевших место на момент совершения теракта. во-первых, у органов безопасности и других правоохранительных органов отсутствовала информация о готовящемся теракте, что обусловлено, прежде всего, слабостью агентурно-оперативных позиций в близком окружении лидеров бандформирований и непосредственных исполнителей их преступных замыслов. Боевики Хучбарова провели в окрестностях селения Пседах Малгобекского района Ингушетии почти неделю. С оружием в руках они открыто перемещались по территории населенного пункта, однако ни спецслужбы, ни правоохранительные органы их не обнаружили. Во-вторых, осуществление теракта стало возможным из-за отсутствия должного контроля за исполнением на местах требований МВД России. Мероприятия по охране общественного порядка и безопасности граждан в День знаний 1 сентября 2004г. были организованы формально. По данным комиссии, на торжественной линейке у бесланской школы N1 не было ни одного вооруженного милиционера.
А.Торшин отметил, что особое внимание комиссия обратила на организацию работы МВД Республики Северная Осетия - Алания. 31 августа 2004г. в 18:00 из МВД России во все территориальные органы внутренних дел Южного федерального округа были направлены телеграммы с требованием принять экстренные меры по антитеррористической защите учебных заведений в День знаний. Согласно записи в журнале, в МВД Республики Северная Осетия - Алания телеграмма была получена и зарегистрирована в 21:00. Между тем к исполнению телеграмму с резолюцией министра внутренних дел Республики Северная Осетия - Алания Казбека Дзантиева его заместитель получил только 1 сентября в 9:15. В это время в Беслане бандиты уже приступили к захвату школы, отметил А.Торшин.
По его словам, у руководства МВД Северной Осетии было 12 часов для того, чтобы усилить охрану школ и привести в боевую готовность личный состав, но оно не использовало такой возможности. Кроме того, МВД Республики Северная Осетия - Алания и МВД Ингушетии не обеспечили совместных действий по охране общественного порядка, сказал он.
В результате нападения террористов на школу в городе Беслане погибли более 300 человек (в основном школьники), около 600 получили ранения.