Немецкая нефть для «Альфы»
Большую часть средств от продажи ТНК-BP совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман с партнерами может потратить на европейские нефтегазовые активы. Принадлежащая им инвесткомпания Letter One интересуется подразделением немецкой RWE — RWE Dea, которое оценивается в 4—7 млрд евро.
«Россия всегда была и всегда будет базовой платформой для инвестиций, и именно в Россию участники консорциума планируют вложить основную часть средств, полученных от продажи акций ТНК-ВР», — говорилось в официальном сообщении консорциума Фридмана и других российских совладельцев нефтяной компании, когда они договорились о продаже своей доли государственной «Роснефти». Так они отреагировали на призыв президента Владимира Путина вложить вырученные средства в российскую экономику.
Летом Фридман с партнерами по «Альфа-Групп» решили вложить средства от продажи ТНК-BP (за 25% выручили около 14 млрд долл.) в новую компанию — Letter One Group, которая занялась инвестициями в нефтегазовые и телекоммуникационные компании. А вчера стало известно, что одна из возможных целей этой компании — нефтегазовое подразделение немецкой RWE — RWE Dea. Эту информацию РБК daily подтвердил источник, близкий к «Альфе». По его словам, L1 Energy (входит в Letter One Group) начала предварительную оценку актива, и только через два месяца будет понятно, «реальный ли это проект». Если RWE Dea заинтересует новую компанию «Альфы» и удастся договориться по цене, то подготовка сделки может занять около полугода, добавил он.
RWE Dea ведет добычу нефти и газа в Германии, Великобритании, Норвегии, Египте и Дании. Компания ведет разведку в Алжире, Ирландии, Ливии, Мавритании, Польше, Тринидаде и Тобаго и Туркмении, а также управляет мощностями по хранению газа в Германии. По собственным данным RWE Dea, по итогам 2012 года ее запасы составили 122,2 млн куб. м, из них 97 млн куб. м — запасы газа. В прошлом году компания добыла 2,5 млн куб. м газа и 31 млн барр. нефти.
RWE выставила это подразделение на продажу весной. По данным The Wall Street Journal, до последнего времени на покупку Dea было два претендента — немецкая Wintershall и госинвестфонд Катара. Источники издания оценивали компанию в 4—7 млрд евро (5,4—9,5 млрд долл.).
Председатель совета директоров L1 Energy Стэн Половец и представитель RWE Аннетт Урбачка отказались от комментариев. Урбачка лишь напомнила: еще весной топ-менеджеры RWE говорили, что продажа Dea — очень сложная процедура, включающая деконсолидацию активов, поэтому она завершится не раньше конца 2014 года.
Директор аналитического департамента «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что европейские активы — скорее «тяжелый довесок» Dea, так как добыча в Европе в долгосрочной перспективе будет падать. Но активы в Алжире, Ирландии, Ливии, Мавритании находятся в ранней стадии разработки и очень перспективны, поэтому они могут заинтересовать российских инвесторов.