ПАСЕ обнаружила в деле ЮКОСа вопиющие нарушения
В проекте резолюции, который в январе 2005г. будет рассмотрен на сессии ПАСЕ, говорится, что "Парламентская Ассамблея, подтверждая свою приверженность верховенству закона как одной из основных ценностей Совета Европы, обеспокоена недостатками судебной системы РФ, которые обнаружились в ходе дел нескольких бывших менеджеров ЮКОСа".
Далее в документе подчеркивается важность независимости судебной системы и независимого статуса судей и выражается сожаление, что "судебные реформы, проводимые в России в декабре 2001г. и марте 2002г., не способствовали улучшению защиты судей от влияния власти, а сделали их более уязвимыми. Последние исследования и наиболее публичные дела показали, что суды по-прежнему в высшей степени восприимчивы к чрезмерному влиянию. Особую озабоченность ассамблеи вызывают новые предложения по увеличению влияния администрации президента РФ на Квалификационную комиссию судей".
Спецпредставитель ПАСЕ отмечает в своем докладе, что "факты, указывающие на серьезные процедурные нарушения, допущенные различными правоохранительными ведомствовами в отношении бывших менеджеров ЮКОСа - г-на Ходорковского, г-на Лебедева и г-на Пичугина, были подтверждены во время визитов, хотя некоторые утверждения были преувеличены командой защитников".
С.Лотхойзер-Шнарренбергер перечислила наиболее серьезные с ее точки зрения нарушения. Это - "отказ тюремной администрации провести медицинское обследование главы МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева, задержки в получении разрешения прокурора, которые не дали возможности адвокатам вступить в контакт со своими клиентами после их ареста, обыск и изъятие документов в офисах адвокатов, вызов адвокатов на допрос по делам их клиентов, предполагаемое прослушивание адвокатов защиты. Она утверждает, что обвинению нельзя позволять нарушать отношения клиента и подзащитного путем манипуляций с номерами уголовных дел, в особенности если дела так тесно связаны между собой, как уголовные дела против М.Ходорковского, П.Лебедева и А.Пичугина, а также налоговые дела в отношении ЮКОСа и его дочерних предприятий".
Помимо этого, среди нарушений спецпредставитель ПАСЕ указала "отказ от освобождения под залог (в особенности это касается Ходорковского). Поведение г-на Ходорковского показало, что никакого риска, что он уклонится от дачи показаний или вмешается в ход следствия, не было, считает она. По завершении предварительного следствия М.Ходорковский и П.Лебедев были помещены в СИЗО, что дает дополнительный повод для обсуждения в свете решений Европейского суда по правам человека по делам "Калашников против России" и "Летелье против Франции".
Также в соответствии с недавней законодательной реформой, люди, обвиняемые в ненасильственных "экономических преступлениях", а это инкриминируется М.Ходорковскому, обычно не помещаются в СИЗО. В докладе указываются "другие нарушения закона на судебном процессе против М.Ходорковского, П.Лебедева и А.Пичугина: суд систематически позволял прокурору зачитывать протоколы предварительных допросов свидетелей и оказывать давление на свидетелей в зале суда, чтобы они подтвердили эти протоколы. Это подрывало действенность права защиты на допрос свидетелей со стороны обвинения, чьи предварительные показания обычно недоступны".
В проекте резолюции "ассамблея отмечает, что обстоятельства ареста и суда над руководителями ЮКОСа явно демонстрируют факт нарушения принципа верховенства закона, а также избирательность применения властями законов в отношении данных менеджеров в нарушение принципа равенства всех перед законом".
С.Лотхойзер-Шнарренбергер указала также, что "злоупотребление схемами минимизации налогов, в котором обвиняют ЮКОС, практиковалось и другими нефтяными и сырьевыми компаниями, работавшими в России, которые не подверглись схожему переначислению налогов или их силовому изъятию, а их руководители не подверглись уголовному преследованию". По ее мнению, "акция устрашения со стороны силовых органов против ЮКОСа, его деловых партнеров и организаций, связанных с М.Ходорковским и его коллегами, соединяясь с тщательной PR-подготовкой этой акции, производит впечатление спланированной атаки со стороны государства".
В связи с изложенным "ассамблея признает право и даже обязанность правоохранительных органов привлекать к ответственности людей, совершивших уголовное преступление. Она также признает законное право избранного политического руководства страны преследовать свои политические цели, в том числе и в экономической сфере. Тем не менее, она категорически против использования правоприменительных процедур для таких целей. В данном случае мы ссылаемся на решение Европейского суда по правам человека от 19 мая 2004г. по делу В.Гусинского, в котором суд постановил, что содержание под стражей основателя НТВ В.Гусинского нарушило статью 5 Европейской конвенции по правам человека, поскольку было установлено, что заключение истца под стражу имело целью заставить его продать принадлежавший ему пакет акций НТВ Газпрому.
Парламентская Ассамблея требует от исполнительной власти РФ гарантировать полную независимость судебных процедур в отношении ведущих менеджеров ЮКОСа от любой попытки давления и принять меры, чтобы пресечь такие попытки, а также "требует от соответствующих официальных лиц немедленно позволить провести независимое медицинское обследование состояния здоровья П.Лебедева, напомнить российским властям о важности принципа, согласно которому содержание под стражей является исключительной мерой, и призвать, чтобы этот принцип был применен в деле М.Ходорковского".