Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Мелкий шрифт внизу экрана

Фото: Fotoimedia
Фото: Fotoimedia

ФАС подозревает, что абонентам МТС и «МегаФона» приходится платить за звонки и интернет-трафик, рекламирующиеся как бесплатные. Дела возбуждены по заявлению Tele2, на рекламу которой конкуренты пожаловались прежде.

​​Слишком мелко

Рекламные ролики мобильных операторов вводят потребителей в заблуждение и нарушают закон «О рекламе», считают специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как стало известно РБК, 12 мая по жалобе «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) служба возбудила два дела — против МТС и «МегаФона», №3-5-11/00-08-15 и №3-5-12/00-08-15 соответственно (копии постановлений есть в распоряжении редакции). Суть претензий в обоих случаях одна и та же: «выпячивание» достоинств и скрытые дополнительные условия, которые противоречат рекламному посылу.

Дело в отношении «МегаФона» касается рекламы тарифа «Переходи на ноль», появившейся в эфире телеканалов в феврале 2015 года. 30-секундный ролик показывает домашнего кота, который пытается привлечь к себе внимание людей, но все увлечены разговорами по мобильным телефонам. Реклама предлагает «переходить на ноль» и обещает «бесплатные звонки внутри сети». Крупным шрифтом приводится информация: «Звони на «МегаФон» бесплатно. 0 руб./мин». В рекламе есть также два дисклеймера по четыре секунды каждый, которые сообщают о дополнительных условиях.

На самом деле бесплатными являются звонки внутри сети лишь в пределах определенного количества минут в сутки. В столичном регионе это 20 минут, а с 21-й минуты стоимость разговора составляет 1,5 руб./мин. Дополнительная информация приведена мелким шрифтом белого цвета: специалисты ФАС считают, что за четыре секунды показа воспринять ее невозможно. «Содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра», — отмечается в постановлении ведомства.

Примерно та же история с рекламой тарифной опции «МТС Планшет Mini». Ролик обещает 500 Мб трафика в месяц бесплатно, дополнительные условия использования опции приведены мелким белым шрифтом и демонстрируются не более пяти секунд. При этом рекламируемая опция действует только на одном из тарифов оператора, стоимость подключения — 30 руб. Абонент не получает 500 Мб бесплатного трафика в месяц сразу, а только порциями по 17 Мб в день. Не ознакомившись с дополнительными условиями, этот лимит можно превысить, что приведет к непредвиденным тратам.

Требования о полном информировании потребителя в этих рекламных посланиях выполнены формально, посчитали в ФАС. Существенная информация о дополнительных условиях нечитаема, что «не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие», указано в документах. Таким образом, по мнению ведомства, потребители вводятся в заблуждение, а в рекламе усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5 закона «О рекламе». ФАС постановила возбудить дела и назначить их рассмотрение на 22 июня 2015 года.

Согласно Кодексу об административных нарушениях в случае признания ответчиков виновными им может грозить штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб., сообщила РБК представитель ФАС Анна Орлова. МТС и «МегаФону» могут запретить использование рекламных роликов в текущем виде, а могут и наложить штраф на руководителей операторов (в размере 4–20 тыс. руб.), добавил партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота.

Иск за иск

Tele2 действительно обратилась в ФАС с жалобами на рекламу МТС и «МегаФона», подтвердил РБК представитель компании Константин Прокшин. «Обычно мы не практикуем такие жалобы, но в данном случае считаем необходимым отстоять свою позицию», — пояснил он. По его словам, обращение к регулятору стало ответом на действия конкурентов.

В январе «большая тройка» сотовых операторов обратилась в региональные управления ФАС с жалобами на «Т2 РТК Холдинг» (одна из структур Tele2): МТС — в нижегородское управление, «МегаФон» — также в нижегородское и в управление по Еврейской автономной области, «ВымпелКом» — в Курское и Калининградское. Операторы посчитали некорректной рекламную акцию «Сезон охоты», в рамках которой Tele2 предлагала пользователям выявлять «нечестных» операторов: любой желающий мог на сайте пожаловаться на свою сотовую компанию и поменять оператора на «честного». Борцы за мобильную «честность» получали от Tele2 бонусы.

Также конкуренты Tele2 пожаловались на рекламу тарифного плана «Оранжевый» — утверждали, что она является «ненадлежащей, недостоверной и недобросовестной». В частности, истцам не понравился слоган: «Звездочки — трюк афериста. А с этим тарифом все чисто». Представители «ВымпелКома» утверждали, что Tele2 в своем рекламном послании противопоставляет свои услуги услугам других операторов, которые используют сноски, то есть звездочки, для сообщения дополнительной информации.

Позднее часть дел была передана на рассмотрение в управление по Санкт-Петербургу, уточнил Прокшин, а разбирательство вокруг «Сезона охоты» продолжается в центральном аппарате ФАС.

В отдельных регионах удалось отбиться, утверждает он: например, в Нижегородской области ФАС отказала в возбуждении административного производства, а в Петербурге не признала рекламу Tele2 нарушающей законодательство.

«В ответ мы подали жалобу на рекламу конкурентов, выступая как раз против тех вещей, которые мы никогда не используем, — против мелкого шрифта в рекламе и дополнительных скрытых условий», — пояснил представитель Tele2.

Ситуация, при которой оператор запускает сервис по сбору жалоб на конкурентов, абсурдна и вызывает вопросы с точки зрения не только законодательства, но и бизнес-этики, заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, рекламную кампанию по «МТС Планшет Mini» оператор прекратил еще в феврале. ​Сама МТС себя виновной не признает, подчеркнул он: «Компания строго придерживается требований законодательства».

В «МегаФоне» РБК заявили, что комментировать решение ФАС пока не готовы. «Мы не получили определение ФАС и не видели его мотивировочную часть», — пояснила представитель компании Алия Бекетова.

Рекламный вирус

Вероятность, что ФАС удовлетворит жалобу Tele2, очень велика, считает старший юрист адвокатского бюро «А2. Адвокаты» Мария Понаморева. «Да, в тексте закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должен быть напечатан текст, но это и не говорит о том, что текст может быть любым», — отметила она. Указание в рекламе информации мелким шрифтом, затруднительным для прочтения, свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, добавила она.

Исходя из судебной практики по аналогичным делам, формального указания информации в рекламе недостаточно, чтобы соблюсти указанную норму, согласен с ней Сирота. «Если текст написан мелким шрифтом и его невозможно воспринять, то такая информация считается отсутствующей и потребители могут быть введены в заблуждение. В указанном случае информация об условиях приобретения и использования тарифа является существенной. Поэтому риск признания нарушения высок», — считает он.

Делят рынок

Конкуренция между Tele2 и «большой тройкой» резко обострилась в прошлом году, после того как оператор объявил о намерении начать работу в Москве в 2015-м. Как сообщал РБК, Tele2 уже начала тестирование своей сети в столице, а Россвязь выделила компании 7,5 млн номеров в коде 977 для работы в новом регионе. Сеть продаж Tele2 может стать одной из самых крупных в Москве: к концу этого года компания планирует реализовывать свои контракты примерно через 10 тыс. точек. Представители оператора заявляли, что в столице Tele2 также планирует оставаться дискаунтером.

«У нас выход Tele2 в Москву особых эмоций не вызывает — мы работаем рядом с Tele2 и с мобильными «дочками» «Ростелекома» по всей стране и ничего нового или особенно сложного для себя не ждем», — говорил в интервью РБК гендиректор «МегаФона» Иван Таврин. «У них будут тяжелые времена. У «большой тройки» тоже, конечно. Но получить в Москве 10% абонентской базы, которые им пророчат, будет очень сложно. Построить на базе 3G хорошую сеть — невероятно сложная задача», — соглашался глава «ВымпелКома» Михаил Слободин.

Сейчас Tele2 работает более чем в 60 регионах России: «Ростелеком» передал в СП с оператором все свои сотовые активы. ВТБ и группе инвесторов, включая банк «Россия» и структуры предпринимателя Алексея Мордашова, в компании «Т2 РТК Холдинг» принадлежит 55%, «Ростелекому» — 45%.

По данным компании Advanced Communications & Media, в 2014 году лидером по числу абонентов в России стала МТС (74,56 млн, 31% рынка). За ней следовали «МегаФон» (29%), «ВымпелКом» (24%) и Tele2 (15%). Услугами прочих операторов пользуются лишь 1% российских абонентов мобильной связи.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 18:04
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 18:04
В МИДе призвали США удержаться от «сползания» к конфликту с Венесуэлой Политика, 18:14
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе Стиль, 18:05
В Москве инспектор ДПС остановил фуру с водителем без сознания Общество, 18:03
Моноцентричность не в тренде: три района Москвы с особыми домами РБК и ГАЛС, 17:59
Ключ к Африке: какие возможности открывает сотрудничество с Египтом РБК и РЭЦ, 17:49
Формула комфорта: секреты создания удобной обуви Стиль, 17:46
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Часть Запорожской области осталась без света из-за непогоды Общество, 17:42
Будущее человеческого капитала: как меняется роль HR в бизнесе Тренды, 17:37
ИИ и персонал: как технологизация изменила HR Тренды, 17:36
Медведев заявил, что приход нового «Байдена» подорвет прагматизм США Политика, 17:33
Пассажирский экспресс: как развивается отечественное вагоностроение Отрасли, 17:32
Какие шины выбрать на зиму РБК и Ikon Tyres, 17:31