России нужна модернизированная почта
Во всем мире оказание услуг общедоступной почтовой связи рассматривается в первую очередь не как бизнес, но как социальная функция государства. В России социальный характер почты выражен особенно сильно. География нашей страны и уровень развития инфраструктуры таковы, что во многих населенных пунктах, помимо почтового отделения, нет ни одного учреждения.
В почтовых услугах важнейшее значение имеют два параметра: шаговая доступность и качество. Доступность почтовой связи на сегодняшний день в целом обеспечивается, на селе даже с запасом. По установленным нормативам в сельской местности сегодня насчитывается 11 673 избыточных отделения. В городах, напротив, не хватает 1128 почтовых отделений. Вынужденно «распыляя» свои крайне ограниченные ресурсы по всей огромной сети, почта просто не имеет средств, чтобы арендовать или покупать помещения для открытия почтовых отделений в мегаполисах на рыночных условиях.
Однако, пожалуй, наиболее острым сегодня для предприятия остается вопрос качества. Главная причина тому — тяжелое состояние инфраструктуры федеральной почтовой связи, изношенная и устаревшая материальная база. Более 20 лет в почту практически не вкладывались деньги. Весь накопленный в советскую эпоху ресурс прочности был практически выработан в «лихие» 90-е. Когда в начале прошлого десятилетия создавалось ФГУП «Почта России», не был реализован важный этап реорганизации — государственная модернизация инфраструктуры почтовой связи. Как результат, сегодня собственные возможности немодернизированного национального почтового оператора крайне ограниченны и не могут гарантировать выполнения всех возложенных на него социальных функций на требуемом качественном уровне. Достаточно отметить, что по уровню автоматизации технологических процессов обработки почты мы отстаем от ведущих международных почтовых операторов в 5—10 раз, даже с учетом разницы в объемах пересылаемой корреспонденции. В США (территория в 1,8 раза меньше РФ) на сегодняшний день имеется 528 автоматизированных сортировочных центров (АСЦ), в Индии (территория в 5 раз меньше РФ) — 399, в Китае (территория в 1,8 раза меньше РФ) — 201, в Финляндии (территория в 50 раз меньше РФ) — 135, в Германии (территория в 48 раз меньше РФ) — 115, а у нас только два.
Мы использовали все имеющиеся возможности для самостоятельного решения накопившихся проблем. Мы запустили программу строительства автоматизированных сортировочных центров, за счет собственных и заемных средств построили два упомянутых мной выше АСЦ, ввели новые услуги и сервисы, чтобы увеличить доходы, оптимизировали издержки и повысили производительность труда. Но, к сожалению, бесконечно выжимать лимон нельзя. Внутренние резервы эффективности почты небезграничны: за счет них мы априори могли только приостановить нарастание проблемы. Условия, в которые поставлена «Почта России», крайне жесткие. Социальная миссия накладывает на нас обязанность ежегодно направлять миллиарды рублей на покрытие некомпенсированных государством убытков от регулируемых услуг, которые мы оказываем по тарифам ниже себестоимости. За последние четыре года решение социальных задач обошлось «Почте России» в 37 млрд руб. За 2012 год государство покроет убытки «Почты России» от социальной деятельности лишь на 37%: по универсальной услуге по передаче данных и предоставлению доступа в Интернет — на 66%, по подписке — на 53%, по общедоступным услугам почтовой связи в районах Крайнего Севера — на 7%. Убытки от универсальной услуги по пересылке простых писем нам вообще компенсированы не будут. Все, что не оплатило государство, оплачивает почта, а это миллиарды рублей. Получается, что предприятие фактически дотирует потребителей по целому ряду услуг, выполняя государственную функцию обеспечения почтовой связью всех граждан нашей страны. Надежды на то, что новый закон «О почтовой связи», который в ближайшее время будет представлен в Госдуму, устранит эту проблему и обеспечит почте гарантированные компенсации, практически нет. Текущая версия законопроекта, которая находится в правительстве, этого не предусматривает.
Ежегодно мы вынуждены терять 8,6 млрд руб. из-за содержания сети сельских почтовых отделений, 93% которых глубоко убыточны. Не стоит забывать и об обязательных отчислениях в бюджеты всех уровней, которые мы делаем на общих основаниях, без всяких льгот и преференций. С 2009 по 2012 год включительно «Почта России» перечислила в бюджет в виде отчислений фонда оплаты труда, налогов и сборов, а также чистой прибыли около 63 млрд руб.
По перечисленным выше причинам мы можем самостоятельно изыскивать и направлять на модернизацию лишь около 10 млрд руб. в год при ежегодной потребности около 20 млрд руб. — именно столько нужно, чтобы компенсировать износ основных средств и обеспечить хотя бы минимальное технологическое развитие.
Хочется верить, что данное правительству поручение президента России Владимира Путина о принятии государственной программы модернизации почтовой связи все же будет исполнено и почта уже в обозримой перспективе сможет обеспечивать высокие темпы развития в соответствии с потребностями и ожиданиями россиян.