Норвегия задержала российский траулер
По данным береговой охраны Норвегии, это произошло после отказа капитана судна допустить на борт норвежских морских пограничников, намеревавшихся провести инспекцию. В настоящий момент траулер находится в норвежском порту Тромсе, где на него может быть наложен штраф, передает АР.
Власти Норвегии требуют, чтобы все рыболовецкие суда, ведущие лов в спорных водах, которые Осло считает своими, предупреждали о выходе из них за 12 часов и предоставляли доступ инспекторам для проверки. За отказ подчиниться этим правилам и был задержан "Опон".
Неурегулированность морского территориального спора в Баренцевом море не раз становилась причиной аналогичных инцидентов. Последний из них имел место в октябре 2005г., когда в ходе похожей проверки норвежская инспекторская группа выявила серьезные нарушения на траулере "Электрон" и заявила, что судно будет отконвоировано в порт Тромсе. Капитан "Электрона" подчинился требованиям норвежской стороны, после чего для корректировки курса и охраны доказательств выявленных нарушений на борту судна остались два норвежских офицера. Однако капитан неожиданно изменил курс и направил "Электрон" к территориальным водам России. При этом норвежские инспекторы оставались на судне и были лишены возможности его покинуть.
"Электрон" пришел в Россию, где 21 марта капитану судна Валерию Яранцеву было предъявлено обвинение по фактам незаконной добычи рыбы с применением запрещенных средств лова в районе архипелага Шпицберген в Баренцевом море и незаконного удержания на судне представителей береговой охраны Норвегии.
Напомним также, что сразу после истории с "Электроном" последовал арест еще двух российских рыболовецких судов - "Дмитрий Покрамович" и "Капитан Горбачев". Они были задержаны в норвежских водах в районе Шпицбергена 24 октября 2005г., но затем отпущены после уплаты солидной суммы штрафа. Для "Капитана Горбачева" - 140 тыс. долл., для "Дмитрия Покрамовича" - 190 тыс. долл.
По мнению ряда экспертов и представителей российских ведомств, вопрос задержания российских судов в норвежских водах давно потерял технический характер и имеет политический оттенок. Дело в том, что указ норвежского короля по расширению территориального моря до 12 морских миль, распространяющийся на Шпицберген, был издан в одностороннем порядке. Однако Россия не заявила никакого протеста на этот шаг, при этом наша страна не признает этот указ. Но норвежская береговая охрана закон признает и действует в соответствии с ним. Причем за одни и те же провинности норвежская рыбоохрана наказывает российские суда намного жестче, чем свои.