Большинство россиян почти всю зарплату тратят на еду и ЖКХ
Так, в иерархии трат россиян коммунальные услуги пока существенно уступают питанию - 42% опрошенных россиян расходуют на питание от половины до трех четвертей совокупного семейного дохода, еще треть (33%) - от четверти до половины, 13% - три четверти и больше и только 8% россиян тратят на питание менее четверти совокупного семейного дохода.
Относительно затрат бюджета домохозяйств России на оплату услуг ЖКХ большинство опрошенных (43%) сказали, что тратят на оплату коммунальных услуг (электричество, газ, вода, телефон) от четверти до половины совокупного дохода своей семьи. Еще почти треть (31%) тратят на эти цели менее 25% совокупного семейного дохода, 17% - расходуют от половины до трех четвертей дохода, 4% опрошенных заявили, что тратят на оплату коммунальных услуг три четверти совокупного семейного дохода или даже более того.
При этом ВЦИОМ отмечает, что доля расходов на коммунальные услуги и питание в значительной мере определяется доходами на одного члена семьи. В группе опрошенных с душевыми доходами до 1 тыс. 500 руб. в месяц относительное большинство тратит на оплату коммунальных услуг от четверти до половины, а на питание - от половины до трех четвертей совокупного семейного дохода.
Напротив, в высокообеспеченной группе (душевые доходы свыше 5 тыс. руб. в месяц) на оплату коммунальных услуг, как правило, расходуется менее 25% совокупного семейного дохода, а на питание - от четверти до половины.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 29-30 января 2005г. Опрошены 1 тыс. 600 человек в 100 населенных пунктах в 40 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Между тем другая компания по опросу общественного мнения выяснила, где же россияне покупают продукты. В ходе всероссийского опроса населения исследователи выясняли потребительские настроения россиян. Как показали результаты исследования, почти две трети опрошенных (63%) обычно делают покупки в небольших магазинах, а 57% предпочитают рынки и ярмарки.
31% респондентов покупают продукты в супермаркетах и крупных торговых центрах, а 14% опрошенных довольствуются ассортиментом палаток. В ходе исследования были опрошены 1,5 тыс. человек в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Респондентам был задан вопрос: "Где Вы обычно покупаете продукты для дома?" Поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то сумма всех ответов не равна 100%.
Небольшим магазинам отдают предпочтение респонденты Северо-Западного (72%) и Дальневосточного (71%) федеральных округов. В то же время, жители Южного федерального округа чаще ходят за продуктами на рынки - 77%. Крупные супермаркеты и торговые центры пользуются популярностью у респондентов Уральского и Северо-Западного округов - в обоих случаях об этом сказали по 39% опрошенных. Сибиряки же чаще, чем респонденты из других регионов, покупают продукты в палатках - 18%. В малых городах и сельской местности покупатели отдают предпочтение небольшим магазинам - 71-72%.
Респонденты с высоким доходом не намного реже заходят на рынок, чем участники опроса с низким уровнем дохода, - 55% против 59%. Зато почти половина респондентов с высокими доходами покупают продукты в крупных супермаркетах - 46%, а в низкодоходной категории о совершении покупок в крупных торговых центрах сказали 18%. Респонденты же со средним уровнем дохода небольшие магазины (65% покупок) предпочитают супермаркетам (26%).
Напомним, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, оборот розничной торговли в РФ в 2004г. увеличился на 12,1% по сравнению с 2003г. и составил 5 трлн 565,5 млрд руб. Оборот розничной торговли в РФ в 2003г. вырос на 8,4% по отношению к 2002г.