Недетские проблемы
Выступления представителей МИДа и Минобрнауки на специальном заседании комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей показали, насколько неэффективны действующие методы контроля за детьми, усыновленными иностранцами. Следить за тем, как живут в США приемные дети из России, МИД направил всего двух человек, а Минобрнауки пока ничего не предприняло для возврата на родину брата погибшего Максима Кузьмина.
На заседание комитета приглашали и представителя США в России Майкла Макфола, но он не появился, сославшись на то, что послы не ходят на слушания в парламент. Разобраться, почему Госдепартамент до сих пор официально не проинформировал российские власти о случившемся с Максимом Кузьминым еще 21 января, предстоит главе МИДа Сергею Лаврову — на следующей неделе он встречается с новым госсекретарем США Джоном Керри. Но чтобы США наверняка услышали позицию России, сегодня Госдума примет специальное обращение к американскому конгрессу.
Официального заключения о причинах смерти мальчика до сих пор нет. МИД получает противоречивые сведения по скандальному делу от американских следственных органов. «Есть все основания полагать, что ребенок погиб в результате, мягко говоря, жестокого, бесчеловечного обращения со стороны, очевидно, приемной матери», — тем не менее заявил уполномоченный МИД России по правам человека Константин Долгов, сославшись на результаты вскрытия. Правда, он оговорился, что об этом сообщили в управлении шерифа и однозначные выводы делать пока рано.
Минобрнауки узнало о смерти Максима Кузьмина еще 5 февраля, а 8-го в ведомство поступила просьба Следственного комитета соблюдать конфиденциальность в связи с проводимой проверкой. Хотя пока не доказано, что Максим погиб от рук приемной матери, министерство может начать консультации по возврату брата погибшего на родину, однако до сих пор не сделало этого. «Чтобы начать переговоры с Госдепом, мы должны быть им официально извещены о смерти ребенка», — пояснил РБК daily представитель Минобразования Владимир Кабанов.
На заседании комитета выяснилось, что особого контроля за судьбой усыновленных российских детей в США Россия не ведет — этим попросту некому заниматься. В дипломатических представительствах за подобную работу отвечает всего два человека.
Гораздо больше вопросов у парламентариев к тем, кто оформлял усыновление Максима и Кирилла в России. Мальчиков забрали из того же детского дома, что и Диму Яковлева. «Требует дополнительного расследования ситуация в детдоме. Ведь мальчики были в том возрасте и с такими заболеваниями, при которых россияне охотно идут на усыновление. Очевидно, что в этом вопросе не все чисто», — заявила РБК daily зампред комитета Ольга Баталина.
У замгубернатора Псковской области Веры Емельяновой есть объяснение: прежде чем братьев Кузьминых отдали на усыновление за границу, от них отказались шесть российских семей. Однако у депутатов возникли сомнения по поводу этих документов, поскольку часто отказы специально фабрикуются, чтобы отдать детей именно иностранным усыновителям. Сейчас подлинность отказов выясняется, однако уже нашлись шесть семей из Псковской области, желающих принять к себе Кирилла Кузьмина, если он вернется на родину.