Закон "О рекламе" может быть заблокирован сенаторами
По его словам, многие лоббисты остались недовольны решениями Госдумы, а потому "возьмут реванш, продавливая свои интересы через сенаторов". Однако он подчеркнул, что если есть представители "здорового" лоббизма, который предполагает ясность и публичность позиции (как у представителей телевизионного рынка или пивоваров), то наблюдаются также и проявления "жульнического" лоббизма. Так, по его мнению, только в собственных интересах, а не в интересах закона, ведут себя представители наружной рекламы, игорного бизнеса, производители БАД (биологически активных добавок), зонтичных алкогольных брендов.
Помимо этого, он упомянул, что ситуация, которая вызвала дисбаланс на рынке телевизионной рекламы в виде приостановки контрактов со стороны "Видео Интернейшнл" (ВИ) с рекламными агентствами, "неприятна, но устранима со вступлением в силу поправок к закону "О рекламе". Во всяком случае, позицию ВИ депутат считает честной и аргументированной, не в пример представителям наружной рекламы.
В свою очередь, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов сегодня заявил журналистам, что и рекламодатели, и рекламораспространители, и телеканалы - представители одного и того же общества. "И это общество устало от того, что ему навязывают лекарства, которые не лечат, от того, что под видом одного товара предлагают другой. Устало от того, что рекламщики паразитируют на чувствах известных людей - актеров, писателей и так далее, которые, понятно, не пользуются сами рекламируемой ими продукцией, но получают таким образом небольшой дополнительный доход", - считает В. Драганов.
Также он подверг критике мнение, что частные телеканалы не смогут выжить из-за сокращения рекламного времени. "Бизнес - это в любом случае рискованное занятие, и, кроме того, у них было достаточно возможностей делать хороший продукт. Если они считают, что делают хороший продукт - пусть они это доказывают. Где они возьмут деньги - это не проблема власти. Выживут те каналы, которые в конкурентной борьбе будут давать качественный продукт", - заявил депутат. Он уверен, что третье чтение закона "О рекламе" - это победа той части общества, которая не хочет жить в обмане, лжи и провокациях. "Нам это было непросто, поскольку лоббистские мнения одних наталкивались на лоббистские устремления других", - заключил он.
Между тем Союз российских пивоваров сегодня после принятия Госдумой закона в третьем чтении направил обращение председателю Совета Федерации Сергею Миронову. В обращении говорится, что "на этапе рассмотрения Госдумой в законопроект был внесен ряд изменений, которые фактически налагают запрет на спонсорскую деятельность пивоваренных компаний". В частности, депутаты отклонили поправку, которая предусматривала снятие ограничений на рекламу пива в отношении рекламы спонсоров российских спортивных соревнований, в том числе чемпионатов РФ; а также рекламу, размещаемую на условиях соглашений о предоставлении прав на трансляцию международных спортивных соревнований.
Вместе с тем законопроект предусматривает, что "ограничения в отношении рекламы отдельных видов товаров (в том числе пива) в телепрограммах, не распространяются на рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением трансляции постановочных телепередач, специально созданных для их трансляции в телепрограмме". Таким образом, зарубежные производители пива поставлены в более благоприятное по сравнению с отечественными компаниями положение, что является нарушением антимонопольного законодательства.
Кроме того, законопроект распространяет специальные требования и ограничения, действующие в отношении рекламы отдельных товаров, на рекламу юридических лиц. Данное положение фактически запрещает пивоваренным компаниям рекламу пива в качестве юридических лиц, что исключает любые возможности для спонсорской деятельности. "В совокупности эти изменения в случае их принятия практически приостановят возможность участия пивоваренных компаний в спонсорских проектах по поддержке отечественного спорта, а также значительно ограничат возможности России в участии в международных спортивных соревнованиях", - говорится в обращении пивоваров. Союз намерен просить СФ внести в проект закона поправки, которые разрешат спонсорство как брендов, так и пивоваренных компаний.
До 2004 года пивоваренные компании России участвовали в более чем тридцати спонсорских проектах в области спорта, культуры и экологии. Общий объем спонсорской помощи составлял около 50 млн долл. в год. Начиная с сентября 2004г., когда вступили в силу действующие в настоящий момент ограничения, пивоваренные компании были вынуждены свернуть часть проектов. Новый проект ФЗ "О рекламе" вовсе лишает их такой возможности.
Между тем спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что данный законопроект сбалансирован и ориентирован на реально сложившуюся практику. Он отметил, что положения закона, принятого в 1995г., несмотря на многочисленные корректировки, устарели, поэтому необходимо было принять новый закон.
Однако принятие Госдумой еще во втором чтении 10 февраля 2006г. новой редакции законопроекта "О рекламе" вызвало дисбаланс на рынке рекламы. Так, крупнейшая рекламная группа "Видео Интернешнл" объявила о возможности приостановки действующих контрактов в случае окончательного принятия поправок, согласно которым объем рекламы на телеканалах будет сокращен с нынешних 20% от суточного эфира до 15%. "С момента вступления в силу закона (предположительно с 1 июля 2006г.) сделки (контракты), заключенные до введения нового прайс-листа, будут прекращены, а полученные ранее неотработанные авансы зачтены в счет платежей по новым сделкам, договоренности по которым будут достигнуты к тому времени", - сказали представители "Видео Интернешнл".
Рекламодатели также расходятся в оценках изменений в законодательство о рекламе. Так, начальник отдела регионального развития фармкомпании "СИА Интернейшнл" Максим Якушкин считает, что необходимо не вводить запрет на рекламу лекарственных средств, а усилить контроль за достоверностью предлагаемой рекламодателям информацией и соблюдением этических норм. По его мнению, "не совсем правильно лишать покупателей информации о новых препаратах и их преимуществах". Вместо этого, полагает М.Якушкин, необходимо следить за качеством предлагаемых лекарств и медицинских услуг, а также контролировать отпуск препаратов в аптеках. "Если реклама интересна и не вводит в заблуждение потребителя, то она нужна. Единственное, ее цель должна быть - информирование, а не навязывание", - считает М.Якушкин.
Однако генеральный директор компании RMBC (ГК "Ремедиум") Мария Денисова считает, что с введением нового закона "О рекламе" ситуация вряд ли кардинально изменится, и реклама лекарственных средств и биологически активных добавок не только не пострадает, но даже выиграет. По ее мнению, производители будут жестче ограничены законодательными рамками, и им не придется искать новые нестандартные решения для продвижения.
Напомним, что сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении новую редакцию закона "О рекламе". В документе вводятся дополнительные ограничения на использование образов детей в рекламе социально опасных товаров, таких как алкоголь, табак, пиво, азартные игры. Также закон запрещает рекламу пива в телевизионных программах с 7:00 до 22:00, а на радио - с 9:00 до 24:00. Во время трансляций международных спортивных соревнований разрешается демонстрировать бренды и названия компаний, но не сами алкогольные напитки.
Документ также ужесточает требования к рекламе фармацевтических препаратов. В ней не допускается использование "людей в белых халатах", а реклама лекарственных средств может размещаться только в специализированных изданиях или местах проведения медицинских мероприятий. Кроме того, вводится запрет на установку рекламы, схожей с дорожными знаками, а также запрещает распространение рекламы посредством транспорта, используемого исключительно в качестве передвижных рекламных конструкций.
Также вводится норма, ограничивающая размещение рекламы в детских передачах. Специалисты считают, что с учетом специфики восприятия детьми телепрограмм нельзя прерывать программы в середине. Поэтому в документе есть пункт, разрешающий размещать рекламные ролики только перед началом детской передачи или в самом ее конце.
В ближайшее время законопроект поступит для рассмотрения в Совет Федерации.