Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Каникулы с дисконтом: как россияне провели новогодние праздники

Новогодние каникулы 2015 года россияне провели не так, как обычно. Опросив несколько крупных компаний, работающих в сфере услуг, РБК выяснил, что в этом году соотечественники стали чаще путешествовать внутри страны, меньше разговаривать по телефону и экономить, но зато не утратили желания развлекаться
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Из России никуда

Жители российских городов-миллионников остались на новогодние праздники дома, сообщила в четверг исследовательская компания Synovate Comcon. По ее данным, число тех, кто провел все праздники у себя дома, выросло по сравнению с предыдущими праздниками с 56 до 67%. Поездками в другие города ограничились 14% россиян (в прошлом году – 21%), на дачу или в деревню – 25% (в прошлом году – 25%). На зарубежные поездки денег хватило у 6% опрошенных, хотя в прошлом году за границу съездили 16% жителей крупных городов.

О перераспределении в пользу внутренних перевозок в новогодние праздники говорят и представители компаний – продавцов авиабилетов. По данным сервиса Aviasales, если на перелеты внутри страны в новогодние праздники 2013–2014 годов приходилось 38% всех продаж сервиса, то в праздники 2014–2015 годов – уже 43%. При этом топ-10 самых продаваемых направлений возглавил Сочи, в то время как в прошлом году лидировал Бангкок. Помимо столицы Таиланда в топ-10 среди зарубежных городов вошел только Тель-Авив, а европейские города – Стамбул, Барселона и Мюнхен – покинули список самых популярных направлений. За пределами новогодних праздников в продажах зарубежные направления представлены еще меньше, там «сплошной Симферополь», полеты в который за год выросли в шесть раз при росте аудитории сервиса на 70%, говорит представитель Aviasales Янис Дзенис.

По данным, которые приводит директор по развитию международного туристического онлайн-агентства Anywayanyday Евгений Шухлин, в период нынешних новогодних каникул соотношение продаж по внутренним и международным перелетам составило 35 и 65%, в то время как в 2013 году – 15 и 85% соответственно. Как и у Aviasales, cамым популярным городом у пользователей Anywayanyday в период каникул был Сочи, также в топ-5 популярных направлений вошли российские города Минеральные Воды, Санкт-Петербург и Симферополь, единственным европейским городом, который попал в топ новогодних направлений стал Мюнхен. В конце 2013 года среди наиболее популярных направлений с вылетом в новогодние каникулы преобладали европейские города, а Сочи был единственным российским городом, указывает Шухлин.

По данным сервиса OneTwoTrip, с учетом изменений в численности клиентской базы рост продаж авиабилетов в период с 25 декабря 2014 года по 15 января 2015 года составил 40%, сообщил РБК представитель компании. Как и у других сервисов, перевозки в эти даты перераспределились в пользу внутренних рейсов: доля зарубежных упала с 61 до 44%, внутрироссийские перелеты выросли с 39 до 56%.

Меньше телефонных разговоров

О снижении зарубежных поездок говорит и статистика МТС: вслед за сокращением общего числа выезжающих за рубеж россиян количество пользователей международного роуминга в новогодние праздники (15 декабря 2014 года – 15 января 2015 года) сократилось на 25%, сообщил представитель компании Дмитрий Солодовников. Сократились и объемы звонков и отправленных сообщений в международном роуминге – на 26 и 28% соответственно, зато объем интернет-трафика вырос на 23%. Ранее аналогичные данные были представлены и по России: в новогоднюю ночь пользование мобильным интернетом абонентами компании выросло в 1,8 раза, до 1,7 петабайта (в 1 Пб более 1 млн Гб), в то время как объем голосовых услуг и СМС-сервисов почти не изменился (762 млн звонков и 220 млн СМС).

У «ВымпелКома» немного другая статистика: поток его клиентов за рубеж в каникулы сократился на 14%, однако потребление голосовых услуг в среднем на одного абонента выросло на 24%, а вот дата-трафик вырос более чем в два раза по сравнению с прошлогодним периодом, сообщила представитель компании Анна Айбашева. В дальнее зарубежье выехали почти на четверть меньше клиентов, чем годом ранее, говорит представитель «МегаФона» Алия Бекетова, сопоставимо уменьшился и объем голосового трафика. При этом объем передачи данных в роуминге увеличился, добавляет она.

Фото: РИА Новости

Меньше трат за рубежом

В новогодние праздники россияне стали меньше тратить за границей. По данным Альфа-банка, покупательная активность россиян – клиентов банка за рубежом упала как в денежном, так и в количественном выражении: сумма покупок снизилась на 40% (с учетом электронной коммерции, без нее снижение еще более драматично – минус 44%), число покупок стало на 20% меньше. «Нет ни одной страны, где бы оборот в наземном эквайринге [покупки в магазинах с использованием кредитных карт] вырос», – говорит директор по эмиссии и расчетам процессингового центра Альфа-банка Сергей Брынин.

Количество клиентов Ситибанка, совершивших транзакции по кредитным картам (не включая дебетовые карты) в торговых точках за рубежом в период с 1 по 12 января, сократилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 36%, сообщил РБК руководитель департамента CRM Банка Дмитрий Коловский.

У ВТБ24 за время новогодних праздников 2015 года траты по картам клиентов за рубежом сократились на 40% по сравнению с прошлым годом, до 1,6 млрд руб. При этом за январские праздники внутри страны россияне потратили 6,3 млрд руб., в прошлом году эта цифра составила 4,8 млрд. Согласно статистике ЮниКредит Банка, которую сообщил РБК представитель банка, в период с 20 декабря по 10 января объемы операций клиентов банка в России выросли на 33%, но при этом объем операций клиентов за рубежом снизился на 7%.

Меньше товаров

После рекордных трат в декабре в январские праздники компании не увидели продолжения бума. По словам гендиректора компании «Техносила» Ильи Тимченко, в целом по сети падение выручки в первые две недели года составило более 15% по отношению к предыдущим новогодним праздникам. Рублевая выручка сети обувных магазинов «Эконика» в январе упала на 13% по сравнению с прошлым годом, на 18% упала и посещаемость торговых точек, говорит вице-президент и совладелец сети Сергей Саркисов. В то же время со снижением числа посетителей стало больше целевых покупок. «Кто не имеет возможности покупать, не ходит. У кого есть деньги, приходят целенаправленно купить. Так происходит чаще, чем раньше», – говорит Саркисов.

По данным исследовательского подразделения компании Watcom, хотя поток посетителей московских торговых центров в первые недели января был ниже, чем в прошлом году (-8,6% в первую неделю и -3,9% во вторую), снижение было менее значительным, чем до Нового года (в среднем -12,6% в последние четыре недели года). Это может свидетельствовать, что москвичи не поехали за рубеж, это отразилось на их времяпрепровождении в торговых центрах, указывает партнер по исследованиям Watcom Мария Вакатова.

По данным Synovate Comcon, россияне в прошедшие праздники дарили меньше подарков как родственникам (71% против 76% годом ранее), так и друзьям и коллегам (55 и 29% против 66 и 41% соответственно).

Фото: ТАСС

В то же время продажи онлайн-магазинов в праздники продолжили расти. «Январские праздники этого года для «Ситилинка» мало чем отличались от прошлого года, – говорит директор по маркетингу электронного дискаунтера Роман Сычев. – После декабрьского ажиотажа в январе продажи вошли в обычное рабочее русло – 1–10 января все было ровно и спокойно. Единственное, что могу отметить, – рост продаж начала 2015 года составил 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Представитель онлайн-ретейлера Ozon.ru сообщил РБК о 50-процентном росте трат в новогодние каникулы по сравнению с предыдущим годом.

В первую неделю января трафик на сайт «​Юлмарта» вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но продажи по сравнению с прошлогодним январем находятся на более низком уровне, сообщил РБК представитель компании Александр Левкин. В компании считают, что это произошло из-за того, что, ожидая дальнейшего роста курса доллара, россияне скупили технику в декабре, и теперь покупатели занимают выжидательную позицию. «​Юлмарт» ожидает восстановления спроса к гендерным праздникам 14 февраля, 23 февраля и 8 марта, говорит Левкин.

Продажи в первой декаде января выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, сообщил РБК основатель продающего скидки и купоны сайта «Биглион» Олег Савцов. «Увеличение объемов я связываю скорее с приходом на «Биглион» большой группы новых партнеров из сферы HoReCa, чем с реальным положением дел в данном сегменте рынка», – говорит он. По его словам, среди аудитории сайта в новогодние праздники наблюдается смещение активности посетителей в сторону развлекательных мероприятий – хорошо продаются скидочные купоны на визиты в аквапарки, походы на экскурсии, выставки, поездки в загородные отели.

Больше развлечений

Изменения поведения оставшихся в России уловил и «Яндекс»: количество запросов про то, куда пойти в городе, в Москве в этом году выросло на 13%, а в Санкт-Петербурге – на 28% (с учетом корректировки на общий рост количества запросов к «Яндексу»). «Это может быть обусловлено не только тем, что меньше жителей этих городов уехали за границу, – считает представитель «Яндекса» Татьяна Комарова. – Во-первых, в 2015 году новогодние праздники были длиннее. Во-вторых, может расти количество городских мероприятий на праздники и информированность о них горожан (люди узнают, что в городе есть куда пойти, и хотят делать это, а не просто сидеть дома). В-третьих, это может быть вызвано ростом внутреннего туризма (больше людей приезжают в Питер на праздники и ищут, чем там заняться)». В то же время количество пробок в столице не изменилось, уровень загрузки на этих новогодних праздниках был такой же низкий, как и в прошлые годы, говорит она.

Одно из традиционных мест посещений москвичей – Парк Горького за каникулы посетили более 311 тыс. человек, треть из которых пришли покататься на коньках. Цифры сопоставимы с прошлогодними, говорит представитель парка. А вот в ВДНХ – наплыв посетителей: в новогодние праздники 2014–2015 годов выставку посетили 1,2 млн человек против 300 тыс. годом ранее. Правда, такой рост в самом выставочном центре объясняют с проведением благоустроительных работ в 2014 году: в ноябре прошлого года там был открыт крупнейший в мире каток с искусственным покрытием, а к праздникам там открылся дом Деда Мороза, куда в каникулы, по данным сотрудников выставки, заглянули 235 тыс. человек.

Фото: ТАСС

В то же время, по данным Comcon, россияне в прошедшие праздники не только реже ходили в гости (61% против 67% годом ранее), но и гораздо реже ходили в кино и театры (37% против 49% годом ранее), а также гораздо реже бывали в кафе и ресторанах (35% против 49% годом ранее).

Однако по данным единой системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), оператором которой является Фонд кино, посещаемость кинотеатров в новогодние праздники 2015 года по сравнению с предыдущим годом выросла почти на 3 млн человек и составила 12,9 млн человек. На рост повлияло увеличение количества праздничных дней (девять в прошлом году, включая 31 декабря, 12 – в этом). По данным аналитического департамента Фонда кино, в новогодние праздники средняя стоимость билетов составила в среднем по стране 282 руб. за билет против 273 руб. в этот же период годом ранее. При этом сборы отечественного кино в сравнении с зарубежным значительно увеличились: его доля по посещаемости в праздники составила 46% против среднегодового уровня 2014 года в 18%. В 2014 году в новогодние праздники прокатывалось пять фильмов российского производства, а в 2015 – уже шесть.

Потребление стационарного интернет-трафика в новогодние каникулы по сравнению с прошлым годом почти не изменилось, говорят представители провайдеров. В новогоднюю ночь потребление трафика домашнего интернета традиционно снижается и восстанавливается на среднесуточном уровне в 250 Гбит/с к 3 января, пояснила РБК пресс-секретарь МГТС Ольга Фефелова. В целом же, по ее данным, объем интернет-трафика за новогодние праздники остался на уровне прошлого года в районе 3 петабайт в день. В период новогодних праздников объем трафика составил 150 Гбит/с, в этот же период прошлого года – 130 Гбит/с​, однако рост связан с увеличением количества устройств с возможностью подключения к интернету, сообщил представитель «Акадо».

Снегоелки и шар-гигант: во сколько Москве обошлись новогодние украшения
Фотогалерея 
За украшение центра столицы отвечали несколько департаментов правительства Москвы: гирлянды над тротуарами, подсветку деревьев и другую праздничную иллюминацию покупал московский департамент по конкурентной политике, а елки различных видов и комплектаций, пенопластовых дедов морозов на автомобилях, световые инсталляции – департамент СМИ и рекламы. Общая стоимость освещения с учетом установки, по данным сайта госзакупок, – 366,3 млн руб. Елки и инсталляции обошлись в 285 млн руб.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 22:53
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 22:53
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:46
Над тремя регионами России перехватили восемь дронов за четыре часа Политика, 22:41
Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» Недвижимость, 22:34
Еврокомиссар счел, что рынок ЕС больше подходит помидорам, чем энергии Экономика, 22:31
В Госдепе увидели «вопиющую противоречивость» в отношениях США с Европой Политика, 22:31
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
Власти Гонконга предостерегли СМИ от публикации ложных данных о пожаре Общество, 22:12
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании Тренды, 21:43
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Аэропорт Вильнюса на полтора часа остановил работу из-за воздушных шаров Политика, 21:33
«Зенит» обыграл клуб Дзюбы и вышел в лидеры РПЛ Спорт, 21:32