Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Две бутылки по цене трех

Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Перед этим Новым годом цены на продукты выросли сильнее, чем перед прошлым, считают респонденты онлайн-опроса OMI, проведенного для РБК. Больше всего, по их наблюдениям, подорожали алкоголь и цитрусовые.

Большинство респондентов почувствовали резкий рост цен на продукты перед Новым годом, показал интернет-опрос исследовательской компании Online Market Intelligence (OMI), проведенный по просьбе РБК. «Рост цен сильнее, чем в прошлом году», — ответили 56,5% опрошенных. Ровно треть респондентов — 33,3% — считают, что рост цен такой же, как был в прошлом году. И только 10,2% не заметили резкого роста цен накануне Нового года. В опросе приняли участие 3968 респондентов в возрасте от 18 до 54 лет с разным уровнем дохода из 82 регионов России.

Опрос проходил 16–18 декабря на сайте одного из онлайн-проектов OMI, в базе которого находятся более 700 тыс. человек. OMI проводит идентификацию респондентов, в том числе при помощи паспортной авторизации пользователей.

Шампанское и мандарины

Из традиционных прод​уктов для новогоднего стола сильнее других по сравнению с прошлым годом подорожали алкогольные напитки — это заметили большинство респондентов (полную раскладку см. в графике). На втором месте из подорожавших продуктов, по их мнению, оказались мандарины и другие цитрусовые. Следом идут другие фрукты, яйца, овощи и кондитерские изделия. Почти 40% опрошенных OMI отметили, что попытаются сэкономить на алкогольных напитках для новогоднего стола. 43,9% ответивших стали в этом году отдавать предпочтение российским продуктам.​

Существенный рост цен на эти продукты за​ прошедший год ​​подтверждают данные Росстата. Так, за год с ноября по ноябрь сухое столовое вино подорожало в среднем на 22,9%, до 362,8 руб., игристые отечественные вина — на 12,3%, до 283,4 руб., апельсины — на 56,2%, до 103,2 руб. за 1 кг, яйца — на 12,3%, до 61 руб. за 10 штук, шоколадные конфеты — на 26,4%, до 567 руб. за 1 кг. Несильно выросла в цене только водка — на 2,3%, до 559,1 руб.

По сравнению с ситуацией годичной давности алкогольные напитки отечественного производства подорожали незначительно, говорят опрошенные РБК представители компаний — производителей алкоголя и оптовиков. Подорожали главным образом импортные напитки. Импортеры вина, виски, рома и других напитков в основном платят производителям в долларах и евро, поэтому вынуждены поднимать цены с ростом иностранных валют. К примеру, совладелец крупного импортера Simple Максим Каширин рассказывал РБК, что в конце 2014 года компания устанавливала отпускные цены на импортную продукцию исходя из внутреннего курса 55 руб. за евро, а в середине этого года компания считала уже по курсу 65 руб. за евро. Менеджер другой виноторговой компании рассказал РБК, что последние отгрузки в сети они делали по курсу 75 руб. за евро. Таким образом, цены на импортные вино, коньяк и виски должны были вырасти за год более чем на треть.

Глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз отметил, что, по его данным, импортный алкоголь даже в праздники покупают не более 30% российских потребителей, остальные отдают предпочтение отечественной продукции. То, что большое число опрошенных отметили подорожание алкоголя, Дробиз назвал психологическим феноменом, связанным с кризисом в экономике. «Людям субъективно кажется, что все стало дороже. Все дело в кризисе: просто в кризис увеличивается внимание людей к антидепрессантам — например, к алкоголю — и потребность в них», — рассуждает Дробиз.

Деньги те же, продуктов меньше

Больше трети опрошенных — 34,8% — планируют потратить на продукты для новогоднего стола от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Еще 27,2% думают израсходовать от 5 тыс. до 10 тыс. руб., 22,3% — от 1 тыс. до 3 тыс. руб. Большинство указали, что эта сумма не будет отличаться от той, которую они потратили в прошлом году.В этом году россияне будут экономить в первую очередь на объемах продуктов для новогоднего стола, считает директор центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Георгий Остапкович. «Большинство россиян поставят на стол все то же, что и в прошлом году, просто в меньших объемах, из-за того что все подорожало, — уверен он. — Вместо трех бутылок шампанского купят две, вместо 2 кг мандаринов — 1,5 кг. При этом денег они потратят столько же, сколько и в прошлом году».

Предпочтение российских продуктов Остапкович объясняет двумя причинами: патриотической тенденцией, навязанной СМИ, и расчетом на то, что отечественные товары дешевле. Однако последняя причина скорее психологическая. «В большинстве случаев нельзя сказать, что на российские продукты цена принципиально ниже, чем на импортные», — говорит эксперт.

При участии Дениса Пузырева

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 декабря
EUR ЦБ: 91,38 (+1,95)
Инвестиции, 17:19
Курс доллара на 11 декабря
USD ЦБ: 77,9 (+1,09)
Инвестиции, 17:19
Какие шины выбрать на зиму РБК и Ikon Tyres, 17:31
Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию #всенабиржу!, 17:29
Винные туры: какую машину выбрать для путешествия Вино, 17:25
Путин заявил о продвижении армии России на всех направлениях Политика, 17:24
Британские банки выступили против использования активов России Политика, 17:24
Почему HR-автоматизация становится ключом к устойчивости бизнеса Отрасли, 17:23
В Белоруссии названы причины блокировки сайтов криптобирж. Что известно Крипто, 17:18
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15
Сложность майнинга биткоина упала третий раз подряд. О чем это говорит Крипто, 17:14
Геосервис 2ГИС объявил о внедрении помощника с искусственным интеллектом Технологии и медиа, 17:08
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 17:05
Месси откроет 20-метровый памятник самому себе в Индии Спорт, 17:05
Польский генерал рассказал о судьбе Калининграда при конфликте с Россией Политика, 17:05
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55