Обзор рынка приборов для навигации: ГЛОНАСС или GPS
По данным ГИС-Ассоциации, мировой рынок навигационных услуг в 2006г. оценивается на уровне 7 млрд долларов. Потребителями на этом рынке выступают в основном автомобилисты и логистические компании. Но есть и другие аспекты применения навигации: родители, например, могут определять местоположение своих детей и т.д.
«На российский рынок навигации приходится порядка 6,5 млн долларов», – рассказал в программе «В фокусе» на телеканале РБК Сергей Миллер, президент ГИС-Ассоциации. Но представители бизнеса дают российскому рынку более высокую оценку. Игорь Петров, коммерческий директор направления «Блаупункт» компании «Роберт Бош», называет сумму в 50 млн долларов всего лишь из предположения, что 2% московских и питерских водителей захотят приобрести устройство для навигации.
Неудивительно, что власти не захотели полностью уступить едва народившийся рынок в пользу американской GPS. Так, 19 декабря Минобороны сняло ограничения на точность спутникового позиционирования – рынок, де-факто существующий в России, теперь легализован. До 19 декабря российскими пользователями GPS де-юре нарушался закон «О государственной тайне». Первые лица страны заявили не просто о легализации рынка, но о намерении развивать коммерческое использование именно российской ГЛОНАСС.
«Бизнес получил сигнал», – выразился Игорь Петров. И, по его словам, к 2009г., когда ГЛОНАСС планируется сделать глобальной, российский рынок уже получит устройства иностранных производителей, позволяющие совмещать GPS или «Галилео» с ГЛОНАСС. «Это как с мобильными телефонами – в разных странах разные стандарты связи». Но вопрос, какую нишу займут на рынке отечественные производители, остается открытым.
Отвечая, одни скептически вспоминают о судьбе российского автопрома и отечественных мобильных, зато другие возлагают надежды на кооперацию с мировыми брендами. Чиновники не против того, чтобы в России размещались иностранные производства – по аналогии с автомобильными заводами, хотя в Роспроме и не скрывают, что навигацию на базе ГЛОНАСС рассматривают как некий катализатор для производства именно российской электроники в целом.
«Мы уже ищем контакты с ведущими мировыми производителями радиоэлектроники», – рассказал в эфире РБК-ТВ Юрий Борисов, начальник управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности. По его словам, собственно российскими останутся космическая система ГЛОНАСС из 24 спутников (окончательно будет сформирована к 2009г.) и управление этой системой, и присутствие иностранных компаний в производстве приборов для навигации не исключается.
Впрочем, российская промышленность в порядке эксперимента уже сегодня самостоятельно производит около 20 типов аутентичных приборов, от «наладонников» до профессиональной аппаратуры. Они разработаны под кураторством Санкт-Петербургского российского института радионавигации и времени. Но если высокое качество этой продукции сомнений не вызывает, ее конкурентоспособность по цене – вопрос.
Как бы то ни было, легализация рынка навигации произошла с большим опозданием, считают эксперты. Многие недовольны также и грифом «секретно» на документах Минобороны по снятию ограничений на геопространственную информацию, которые до сих пор не обнародованы. «Мы имеем только косвенный доступ к ним, – рассказал Сергей Миллер, – через членов ГИС-Ассоциации, работающих с Минобороны». Миллер опасается, что в настоящих условиях внедрение ГЛОНАСС будет проходить медленно.
Проблемой для внедрения станет также и отсутствие цифровых карт нужного масштаба. В Роскартографии только задумываются над созданием таких карт для территорий, где они будут пользоваться спросом. А пока качественные картографические базы данных созданы только для Москвы и Санкт-Петербурга. Также предлагаются карты дорог Москва – Санкт-Петербург и Москва – Брест. Качество остальных предложений на рынке электронных карт оставляет желать лучшего.
Дело в том, что на составление и обновление карт по закону тратятся только средства федерального бюджета – из интересов безопасности, но этих средств не достаточно. Возможно, расходы на картографию будут увеличены в скором времени: в уходящем году правительство одобрило «Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных», которая предусматривает существенное расширение возможностей финансирования этих работ.
Как бы то ни было, у российского рынка навигационных систем появляется свой акцент – ГЛОНАСС, а чиновники тем временем готовятся к серьезным подрядам в регулируемом сегменте – к госзаказам на оборудование для авиационного, автомобильного, железнодорожного и морского транспорта.
Налогоплательщикам остается дождаться, пока все 24 спутника штатного состава ГЛОНАСС выйдут на орбиту – во всем мире спутники запускаются на бюджетные деньги. К слову сказать, GPS имеет такой же штатный состав, но при этом американская система оснащена 30 спутниками, 6 из которых – запасные. ГЛОНАСС же, несмотря на неоднократные постановления и указы президентов, пока не работает на полную мощность.
Если продолжить сравнение ГЛОНАСС и GPS, нужно отметить «военную нагрузку» обеих систем, что накладывает некоторые ограничения на их использование в гражданских целях – правительство РФ, как и госдеп США, сохраняет за собой право закрывать доступ к системе частным пользователям в чрезвычайных ситуациях. Впрочем, французская система «Галилео» этого «недостатка» лишена, и двусмысленно выглядеть будет устройство с комбинированным приемом сигнала – «Галилео» – GPS или «Галилео» – ГЛОНАСС.