Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Обзор рынка приборов для навигации: ГЛОНАСС или GPS

Рынок приборов для навигации набирает обороты в России, его потенциал сравнивают с азиатским рынком – мировым лидером по динамике развития в этой области. Но пока российская глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), созданная еще в СССР, лишь готовится к встрече с массовым потребителем, на международном рынке уже вполне освоилась американская GPS.
Обзор рынка приборов для навигации: ГЛОНАСС или GPS

По данным ГИС-Ассоциации, мировой рынок навигационных услуг в 2006г. оценивается на уровне 7 млрд долларов. Потребителями на этом рынке выступают в основном автомобилисты и логистические компании. Но есть и другие аспекты применения навигации: родители, например, могут определять местоположение своих детей и т.д.

«На российский рынок навигации приходится порядка 6,5 млн долларов», – рассказал в программе «В фокусе» на телеканале РБК Сергей Миллер, президент ГИС-Ассоциации. Но представители бизнеса дают российскому рынку более высокую оценку. Игорь Петров, коммерческий директор направления «Блаупункт» компании «Роберт Бош», называет сумму в 50 млн долларов всего лишь из предположения, что 2% московских и питерских водителей захотят приобрести устройство для навигации.

Неудивительно, что власти не захотели полностью уступить едва народившийся рынок в пользу американской GPS. Так, 19 декабря Минобороны сняло ограничения на точность спутникового позиционирования – рынок, де-факто существующий в России, теперь легализован. До 19 декабря российскими пользователями GPS де-юре нарушался закон «О государственной тайне». Первые лица страны заявили не просто о легализации рынка, но о намерении развивать коммерческое использование именно российской ГЛОНАСС.

«Бизнес получил сигнал», – выразился Игорь Петров. И, по его словам, к 2009г., когда ГЛОНАСС планируется сделать глобальной, российский рынок уже получит устройства иностранных производителей, позволяющие совмещать GPS или «Галилео» с ГЛОНАСС. «Это как с мобильными телефонами – в разных странах разные стандарты связи». Но вопрос, какую нишу займут на рынке отечественные производители, остается открытым.

Отвечая, одни скептически вспоминают о судьбе российского автопрома и отечественных мобильных, зато другие возлагают надежды на кооперацию с мировыми брендами. Чиновники не против того, чтобы в России размещались иностранные производства – по аналогии с автомобильными заводами, хотя в Роспроме и не скрывают, что навигацию на базе ГЛОНАСС рассматривают как некий катализатор для производства именно российской электроники в целом.

«Мы уже ищем контакты с ведущими мировыми производителями радиоэлектроники», – рассказал в эфире РБК-ТВ Юрий Борисов, начальник управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности. По его словам, собственно российскими останутся космическая система ГЛОНАСС из 24 спутников (окончательно будет сформирована к 2009г.) и управление этой системой, и присутствие иностранных компаний в производстве приборов для навигации не исключается.

Впрочем, российская промышленность в порядке эксперимента уже сегодня самостоятельно производит около 20 типов аутентичных приборов, от «наладонников» до профессиональной аппаратуры. Они разработаны под кураторством Санкт-Петербургского российского института радионавигации и времени. Но если высокое качество этой продукции сомнений не вызывает, ее конкурентоспособность по цене – вопрос.

Как бы то ни было, легализация рынка навигации произошла с большим опозданием, считают эксперты. Многие недовольны также и грифом «секретно» на документах Минобороны по снятию ограничений на геопространственную информацию, которые до сих пор не обнародованы. «Мы имеем только косвенный доступ к ним, – рассказал Сергей Миллер, – через членов ГИС-Ассоциации, работающих с Минобороны». Миллер опасается, что в настоящих условиях внедрение ГЛОНАСС будет проходить медленно.

Проблемой для внедрения станет также и отсутствие цифровых карт нужного масштаба. В Роскартографии только задумываются над созданием таких карт для территорий, где они будут пользоваться спросом. А пока качественные картографические базы данных созданы только для Москвы и Санкт-Петербурга. Также предлагаются карты дорог Москва – Санкт-Петербург и Москва – Брест. Качество остальных предложений на рынке электронных карт оставляет желать лучшего.

Дело в том, что на составление и обновление карт по закону тратятся только средства федерального бюджета – из интересов безопасности, но этих средств не достаточно. Возможно, расходы на картографию будут увеличены в скором времени: в уходящем году правительство одобрило «Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных», которая предусматривает существенное расширение возможностей финансирования этих работ.

Как бы то ни было, у российского рынка навигационных систем появляется свой акцент – ГЛОНАСС, а чиновники тем временем готовятся к серьезным подрядам в регулируемом сегменте – к госзаказам на оборудование для авиационного, автомобильного, железнодорожного и морского транспорта.

Налогоплательщикам остается дождаться, пока все 24 спутника штатного состава ГЛОНАСС выйдут на орбиту – во всем мире спутники запускаются на бюджетные деньги. К слову сказать, GPS имеет такой же штатный состав, но при этом американская система оснащена 30 спутниками, 6 из которых – запасные. ГЛОНАСС же, несмотря на неоднократные постановления и указы президентов, пока не работает на полную мощность.

Если продолжить сравнение ГЛОНАСС и GPS, нужно отметить «военную нагрузку» обеих систем, что накладывает некоторые ограничения на их использование в гражданских целях – правительство РФ, как и госдеп США, сохраняет за собой право закрывать доступ к системе частным пользователям в чрезвычайных ситуациях. Впрочем, французская система «Галилео» этого «недостатка» лишена, и двусмысленно выглядеть будет устройство с комбинированным приемом сигнала – «Галилео» – GPS или «Галилео» – ГЛОНАСС.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 17:50
Аэропорт Сочи временно прекратил принимать и отправлять рейсыОбщество, 21:25
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:12
В работе WhatsApp произошел сбойТехнологии и медиа, 21:10
Над Черным морем близ Севастополя сбили два дронаПолитика, 21:00
Восстанавливающийся от перелома Овечкин потренировал броски c БэкстремомСпорт, 20:56
В Петербурге возбудили уголовное дело из-за угроз военкору в мессенджереПолитика, 20:51
Индекс NASDAQ впервые в истории превысил 20 000 пунктовИнвестиции, 20:32
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Прокуратура по просьбе Думы будет собирать статистику нападения на врачейОбщество, 20:32
В США допустили, что Россия снова запустит «Орешник» в ближайшие дниПолитика, 20:24
Орбан заявил, что Киев отклонил предложение прекратить огонь на РождествоПолитика, 20:19
Кипр усложнил требования для получения визы россиянами до шенгенскихОбщество, 20:09
Илон Маск стал первым в мире человеком с состоянием свыше $400 млрдИнвестиции, 20:04
Российский пловец выиграл золото ЧМ с юниорским рекордом мираСпорт, 20:03
Спонтанность в решениях: как отдыхает владелица сервиса печати фотокнигРБК и Wey, 20:00