Требуется 20 тысяч платных подписчиков
Главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац опубликовала открытое письмо своим читателям. Она обещает, что с 2014 года у журнала не будет владельцев, его станет невозможно продать или передать по наследству. Сайт журнала перейдет частично на платную модель в Сети, то есть финансировать его будут его же подписчики, а единственным владельцем журнала будет гражданское общество. «Мы cможем работать, если у нас будет 20 000 подписчиков», — написано на странице подписки.
По словам г-жи Альбац, у сайта останется бесплатный доступ к оперативным новостям и информации, а вот статьи журнала с 2014 года станут платными в Сети, на деньги подписчиков планируется финансировать расследования журнала, командировки журналистов. Г-жа Альбац объясняет, что корректнее всего посчитать бюджет исходя из подписки на онлайн-версию и печатную — в год это 4,2 тыс. руб. Соответственно, 20 тыс. подписчиков могут дать изданию 84 млн руб.
«Это сумма нашего бюджета, мы не можем иметь бюджет, как некоторые еженедельные издания, в 4 млн долл. в год», — говорит г-жа Альбац. Она добавила, что рекламодатели, которые дружны с властью, «никогда не придут в оппозиционные СМИ». Поэтому было принято решение о продаже материала в Интернете. Сама же г-жа Альбац подписана на онлайн- и бумажную версии газеты «Ведомости». «Из печатной подписки я выписываю «Коммерсантъ», «Власть», «Деньги», «Афиша», сама лично выписываю журнал The Newyorker, он у меня и на ipad, и в бумаге, также Vanity Fair», — рассказала она.
Медиаэксперт Василий Гатов говорит, что по модели краудфандинга существует ряд СМИ в США, например портал Propublica, журнал Good. «Все эти организации имеют НКО, которые существуют через donation, имеющие коммерческую конвертацию, а также есть доступ к платной версии сайта. При этом если вводить тотальный pay wall — это гибель, да и никто этого не делает, ни «Ведомости», ни The Times», — рассказал РБК daily г-н Гатов.
Ранее издание принадлежало основательнице телекомпании РЕН ТВ Ирене Лесневской, которая 4 августа в эфире «Радио свобода» сообщила, что подарила журнал его главному редактору Евгении Альбац.
«На самом деле это означало одно, Ирена и Дмитрий Лесневские, владельцы и основатели журнала до конца года, приняли решение, что они передают товарный знак, то есть его капитал, в некоммерческую организацию, НКО. Это значит, они тем самым отказываются от своих прав собственности, передачи по наследству», — объяснила РБК daily г-жа Альбац. Соответственно, издание нельзя будет продать, а редакцию нельзя будет просто уволить или закрыть. «Журнал будет жить на деньги читателей», — добавила она.
Владеть товарным знаком The New Times будет НКО, а г-жа Альбац будет управлять журналом и как главный редактор, и как гендиректор по лицензии этой организации. «В уставе этой организации будет прописано, что The New Times — это журнал гражданского общества России», — объяснила г-жа Альбац.
Василий Гатов полагает, что в заявлении г-жи Альбац достаточно информации для благотворителя, но недостаточно для человека, который готов вложить 6 тыс. руб. и получать другое мнение.
Генеральный директор интернет-компаний СМИ2 и «МирТесен» Павел Власов-Мрдуляш считает, что онлайн-подписка — это развитие журналистских медиа. «СМИ здесь тяжело конкурировать за рекламодателя с поисковиками, соцсетями, различными агрегаторами и порталами. Во-вторых, качественная журналистика все-таки нужна определенному количеству людей, а значит, при определенных условиях они будут готовы за нее заплатить», — рассуждает он. Сам он не будет подписываться на The New Times, хотя активно покупает контент ряда СМИ в Интернете, например «Ведомости», Forbes, «Дождь».
На момент подписания номера счетчик на сайте журнала показывал, что платную подписку оформили 98 из запланированных 20 тыс. подписчиков. Вопрос, что будет с ее проектом, если она не сможет найти 20 тыс. подписчиков, г-жа Альбац предпочла оставить без ответа.